Бывшие акционеры российского энергетического гиганта ЮКОС, прекратившего свое существование, начали процесс против российского правительства на сумму в 50 млрд долларов - этот иск стал самым крупным из всех известных коммерческих исков, пишет газета The Times.
GML, бывшая группа "Менатеп", утверждает, что ЮКОС, некогда крупнейшая энергокомпания России, была в незаконном порядке присвоена Кремлем в ходе организованной политической кампании.
GML требует компенсации в соответствии с Договором к Энергетической хартии (ДЭХ), международным документом, который был подписан 52 странами и вступил в силу в апреле 1998 года.
На двухнедельных слушаниях, которые будут проводиться при закрытых дверях в арбитражном суде в Гааге, суд определит, распространяются ли условия ДЭХ на Россию, которая изъявила желание присоединиться к договору, но не ратифицировала его. Четыре другие страны тоже подписали, но еще не ратифицировали соглашение - это Австралия, Белоруссия, Исландия и Норвегия.
Если суд постановит, что иск GML относится к его юрисдикции, позже состоятся новые слушания. По словам юристов, такое судебное решение может создать прецедент и сделает Россию и другие государства, не ратифицировавшие ДЭХ, открытыми для исков со стороны инвесторов.
Доля GML в компании ЮКОС, составляющая 51%, потеряла свою стоимость после того, как компания была объявлена банкротом в 2006 году, отмечает автор статьи Алекс Спенс. Самый ценный актив ЮКОСа, "Юганскнефтегаз", не смог удовлетворить требования властей по выплате налоговой задолженности и был конфискован властями и перепродан компании "Роснефть", которая контролируется государством. Основатель ЮКОСа Михаил Ходорковский был арестован.
GML, прекратившая свои связи с Ходорковским в 2005 году, первоначально претендовала на получение компенсации на сумму 28 млрд долларов, но оценка была позже увеличена из-за роста цен на нефть. Директор GML Тим Осборн заявил, что ныне сумма иска составляет не менее 50 млрд долларов и может быть оценена в 100 млрд долларов.
GML, которая базируется в Гибралтаре и все еще обладает недвижимостью и другими инвестициями в Западной Европе, находится под контролем Леонида Невзлина, российского бизнесмена, скрывающегося в Израиле от российских властей, выдвинувших против него обвинения по уголовным статьям. По данным журнала Forbes, его состояние составляет 2 млрд долларов.