Назначение Марио Монти на пост премьер-министра Италии - знаменательное явление, полагает обозреватель Independent Стивен Фоли. Например, итальянцам фактически навязали правление технократов, которые пришли к власти без выборов. "Тем самым временно отменены обычные правила демократии, а возможно, и сама демократия", - считает автор.
Более того, назначение Монти - гигантский шаг вперед или даже успешная кульминация "Проекта Goldman Sachs", утверждает автор. Монти был консультантом этого банка, поясняет он. Сегодня "выпускники Goldman Sachs", как выражается обозреватель, занимают ответственные должности почти во всех европейских государствах. Кстати, та же картина наблюдалась в США в период финансового кризиса. Бывший сотрудник Goldman теперь руководит ЕЦБ - учреждением, играющим главную роль в "драме о госдолгах". Еще недавно европейское отделение МВФ возглавлял экс-сотрудник Goldman Антонио Борхес (в среду он ушел в отставку по личным обстоятельствам).
Goldman Sachs давно и заслуженно прозвали "Кальмар-Вурдалак". Теперь же, когда его щупальца дотянулись до высших постов в еврозоне, критики требуют задуматься о его влиянии. "Политические решения, которые будут приняты в ближайшие недели, предопределят, захочет ли и сможет ли еврозона погасить свои долги. Интересы Goldman неразрывно связаны с этой проблемой", - говорится в статье.
Бывший экономист МВФ Саймон Джонсон утверждает, что накануне финансового кризиса Goldman Sachs и другие крупные банки настолько сблизились с правительством, что США фактически превратились в олигархию. В Европе ситуация несколько иная, считает Джонсон. Европейские политики не являются наемниками корпораций, но по мировоззрению близки к банкирам: "у них общие цели, они взаимно поддерживают друг в друге иллюзии".
"Проект Goldman Sachs" состоит в том, чтобы крепко обниматься с правительствами, заключает автор. Это не просто лоббизм: Goldman дает правительствам советы и предоставляет кредиты, направляет своих людей на государственную службу, а отставным госслужащим сулит высокооплачиваемую работу. "Цель Проекта - организовать тотальный взаимообмен людьми, идеями и деньгами, чтобы было невозможно отличить интересы страны от интересов Goldman Sachs", - полагает автор.
По данным обозревателя, Goldman Sachs впервые заинтересовался Монти, когда тот был комиссаром по делам внутреннего рынка, а затем комиссаром по антимонопольной деятельности ЕС. Монти принимал решения, которые могли сорвать сделки, финансируемые либо организуемые Goldman. Позднее Монти возглавлял в Италии комиссию министерства финансов по делам банковской и финансовой системы.
"Вполне естественно, что Goldman пригласил человека с такими связями в свой совет международных консультантов", - пишет автор. По его сведениям, консультантов более двух десятков, они занимаются неофициальным лоббизмом в политических кругах.
Второй элемент проекта - направлять воспитанников Goldman в правительство, пишет автор, упоминая о новом президенте ЕЦБ Марио Драги, который успел поработать и во Всемирном Банке, и в Минфине Италии, возглавлял Goldman Sachs International и Центробанк Италии.
Вокруг Драги разразился скандал, связанный с двойной бухгалтерией, к которой Италия и другие прибегли для вступления в еврозону. Этим странам удалось преуменьшить масштабы своих госдолгов, используя сложные деривативы. "А несколько этих деривативов - изобретение умов из Goldman Sachs", - сообщает автор. Например, Греция через трейдеров банка привлекла деньги для немедленного сокращения своего бюджетного дефицита. Предполагалось, что долг она погасит постепенно, впоследствии. Один из участников той сделки в 2002 году, Петрос Кристодулу, теперь возглавил ведомство, управляющее госдолгами Греции.
"Спасти Грецию оказалось невозможно: согласно новейшему плану ЕС, она фактически объявит дефолт - попросит кредиторов "добровольно" отказаться от 50% ее долга по бондам", - говорится в статье. Но в данный момент в еврозоне преобладает мнение, что долги Италии и Испании надо погасить в полном объеме. "Разумеется, кредиторы этих стран - крупные европейские банки, и политики заботятся преимущественно об их здоровье", - поясняет автор. Этим фактором можно объяснить и меры жесткой экономии, принятые Италией, Грецией, Ирландией и другими, и выделение средств МВФ и европейским стабфондом.
Финансовая элита совершенно уверена, что банкам не дадут обанкротиться, считает автор. Джон Корзайн, в прошлом главный управляющий Goldman Sachs, поставил 6 млрд долларов (из средств фирмы MF Global, которую возглавлял) на то, что дефолта гособлигаций Италии не будет. Правда, узнав о пари, клиенты и партнеры решили, что с MF Global опасно иметь дело. "Через несколько дней фирма прогорела. Это было одно из 10 крупнейших банкротств в истории США", - пишет автор.
Беда в том, что, если Италия перестанет погашать долги, банки-кредиторы действительно обанкротятся. Чтобы это предотвратить, ЕС выделяет деньги на спасение стран-должников, предпринимаются меры экономии. Влияние Goldman расширяется. "Альтернатива этому курсу - второй финансовый кризис", - заключает автор.