"Социалистическая рыночная экономика" - так президент Александр Лукашенко характеризует экономическую систему своей страны. Он утверждает, что благодаря этой экономической "модели" Белоруссия - бывшая советская республика - сумела выбраться из нищеты.
Однако объявленные цифры отдают явной пропагандой. Официальная статистика Минска способна потрясти воображение: 10% роста за первые восемь месяцев истекающего года, рост доходов на душу населения в 12,6%, увеличение товарооборота на 22,8% (половина приходится на Россию).
Итак, экономика страны пребывает в добром здравии, что позволило белорусским властям полностью отказаться в феврале этого года от кредитов Международного валютного фонда (МВФ). Тем не менее накануне референдума, призванного решить, сможет ли г-н Лукашенко в 2006 году выдвинуть свою кандидатуру на третий президентский срок, эксперты опровергают эти цифры.
Еще в феврале Томас Ричардсон из европейского департамента МВФ назвал "малоправдоподобными" прогнозы относительно экономического роста в Белоруссии, высказав мнение, что они основываются на "нереалистических гипотезах". С его точки зрения, Белоруссия, где 180 крупнейших предприятий до сих пор находятся под контролем государства, а на их долю приходится 40% национального бюджета, не переживает никакого экономического бума. Но, добавляет он, пока не приходится говорить и о кризисе (по его словам, экономический рост может составить до 5%).
Однако государство живет старыми запасами, не пытаясь реформировать "склеротичные" сектора и не инвестируя в отрасли, которые могли бы ускорить развитие экономики. Значительная часть бюджета расходуется на поддержание колхозов, 85% которых обременены долгами.
Белорусские власти "берут у одних, чтобы дать другим. Это старый, проверенный метод, который еще функционирует, но долго он действовать не сможет", утверждает экономист Ярослав Романчук. Что касается частного сектора, то он пребывает в зачаточном состоянии. "Частные фирмы выживают с трудом из-за жестокой конкуренции со стороны государственных компаний", которые платят в два раза меньше налогов, поясняет Владимир Карягин, вице-президент Белорусского союза предпринимателей.
Другой потенциальной проблемой для Минска является его зависимость от России, хотя в настоящее время Белоруссия пользуется преимуществами экономического роста в России. По прогнозам независимого экономиста Валерия Ташкевича, белорусский экспорт будет снижаться по мере того, как Россия будет наращивать собственное промышленное производство.
"Вступление России в ВТО будет иметь серьезные последствия для Белоруссии, у которой на российском рынке появятся конкуренты", - добавляет г-н Ташкевич.
Белорусская экономика рисковала получить сильный удар минувшей зимой из-за перебоев с поступлением российского газа, цену на поставки которого Москва хотела поднять. "Власти скрывают сравнительные показатели, которые для них невыгодны", - поясняет аналитик Константин Суратович.
Хотя доходы на душу населения действительно выросли, средняя заработная плата составляет 170 долларов: здесь Белоруссия сильно отстает от Польши, где зарплата в 3,6 раза выше при аналогичном уровне цен. "Людей уже не радует даже обещание президента поднять в будущем году зарплату до 250 долларов", - отмечает г-н Суратович.
По данным ООН, 41% населения Белоруссии живет за чертой бедности. В свою очередь, оппозиция желает наступления острого социально-экономического кризиса, который, как она надеется, позволит ей свергнуть авторитарный режим Александра Лукашенко.