Атака Лукашенко на Запад в день выборов
Значительно больше половины белорусов, по официальным данным, пришли в воскресенье на избирательные участки. Таким образом и парламентские выборы, и референдум, благодаря которому президент Лукашенко хочет обеспечить себе возможность и дальше оставаться на своем посту, объявлены состоявшимися. Оппозиция говорит о невиданном фарсе.
В воскресенье при высокой явке в Белоруссии прошли выборы в парламент и референдум о возможности продления президентских полномочий Лукашенко. Уже во второй половине дня, в 16 часов, председатель центральной избирательной комиссии сообщила, что в выборах приняли участие 72,2% избирателей, и тем самым стало очевидно, что сильно раскритикованный на Западе референдум состоялся. Лукашенко обратился к народу с вопросом, может ли он путем внесения поправок в конституцию получить право в 2006 году баллотироваться в президенты страны на третий срок и затем, возможно, еще неоднократно.
Атмосфера страха
То, что двойное голосование в Белоруссии будет каким угодно, но только не свободным и не честным, было очевидно уже давно. Предвыборная борьба проходила в условиях репрессий; демократические партии подвергались давлению с большой фантазией и не менее большой энергией. Открытых выступлений практически не было; кандидаты от оппозиции были лишены доступа к средствам массовой информации, тогда как Лукашенко постоянно фигурировал в лучшем свете.
Многочисленных критиков режима не только не регистрировали в качестве кандидатов, суды искали и находили бесчисленные факты, попадающие под определение "оскорбление президента", а спецслужбы вовсю запугивали и нагло угрожали политикам из противоположного лагеря, а также их семьям. Представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая послала в Белоруссию около 300 наблюдателей, говорили об атмосфере страха.
Обстоятельством, которое существенно могло бы облегчить окружению Лукашенко ожидаемую фальсификацию итогов референдума, является загадочное исчезновение значительного количества избирателей. Чтобы референдум был признан состоявшимся, на избирательные участки должны прийти не менее половины граждан, имеющих право голова.
Политологам и оппозиционным партиям на прошлой неделе объявили, что число белорусов, имеющих право голоса, за последние четыре года, по официальным данным, сократилось примерно на 700 тысяч и составляет сейчас 7 миллионов. Что произошло 700 тысячами избирателей, политолог Олег Манаев из Института социально-экономических и политических исследований, который находится под угрозой закрытия, объяснить не может.
Конечно, бесследное исчезновение не менее 10% электората в любой западной стране стало бы первостепенным скандалом. Но не в Белоруссии. Чиновники просто проигнорировали попытки Манаева прояснить ситуацию.
Лукашенко, в прекрасном настроении, придя в воскресенье на избирательный участок, сказал, что, если народ согласится с его предложением по изменению конституции, он сделает для Белоруссии еще больше, чем до сих пор. Президент рекомендовал Западу успокоиться и отказаться от дальнейших обвинений в отношении честности выборов и соблюдения прав человека и заняться собственными проблемами.
Зато Анатолий Лебедько, лидер оппозиционной Объединенной гражданской партии, говорил о прежде невиданном издевательстве над избирателями. Лукашенко, впервые избранный на пост президента в 1994 году, правит второй и - согласно нынешней конституции - последний срок. Он уже в 1996 году через референдум изменил конституцию, получив широчайшие полномочия и возможность заново начать отсчет своему сроку пребывания на посту президента. Все эти выборы и референдумы были названы на Западе нечестными.
В выходные много говорилось о составе и поведении будущего парламента. Представители оппозиции не надеются получить в законодательном органе значительное количество мест - и не потому, что им не хватает голосов избирателей, а потому, что, по их прикидкам, правительство в значительной степени сфальсифицирует итоги выборов.
Интересно, что в нижнюю палату, Палату представителей, баллотируется лишь половина из 110 депутатов прежнего созыва, то есть в персональном плане возникнет новая законодательная власть. В этом для Лукашенко имеется некоторая неопределенность. Но никакого давления на главу государства не будет, даже если бы оппозиция могла обеспечить себе большинство (что исключено). С 1996 года Лукашенко правит на основании собственных указов, опираясь на послушный и хорошо оплачиваемый управленческий аппарат.
Цугцванг для ЕС
Куда пойдет Белоруссия, если Лукашенко получит возможность оставаться во главе государства чуть ли не всю жизнь, еще не понятно. Однако не нужно рассчитывать на слишком уж розовые сценарии. Весьма вероятно, что Лукашенко, отчаянно ностальгирующий по советскому прошлому, будет еще с большей энергией, чем прежде, воплощать в жизнь свои мечты о тотально управляемом государстве.
До сих пор бывший председатель колхоза, который не отвечает никаким требованиям к интеллекту и любим народом за его непритязательность, несмотря на широко распространенное на Западе мнение, был не диктатором азиатского толка, а сверхавторитарным руководителем, который мог положиться на поддержку значительной части своих сограждан. До сих пор Белоруссия была далека от ситуации, характерной, например, для репрессивного Китая. Но теперь все может измениться. Тогда Европейский союз, как сказал в воскресенье британский посол Брайан Беннетт, будет вынужден реагировать.