Являются ли предметами роскоши бигмаки и суп из акульих плавников? А фильмы про Джеймса Бонда? Или запеченное мясо осла? Такого рода вопросы придется решать Совету Безопасности ООН, когда он будет определяться с характером санкций, вводимых против Северной Кореи и ее своеобразного лидера Ким Чен Ира в качестве реакции на проведенные на прошлой неделе ядерные испытания.
Резолюция Совбеза по санкциям запрещает продажу или передачу материалов, которые могут быть использованы для изготовления оружия массового поражения и ракет, а также пока не имеющих четкого определения "предметов роскоши". Рассказы об экстравагантных пристрастиях Ким Чен Ира позволяют предположить, что это определение будет охватывать весьма широкий круг предметов.
Константин Пуликовский, российский чиновник, сопровождавший Ким Чен Ира во время его поездки на поезде по России в 2001 году в течение месяца, написал, что к поезду самолетом доставляли живых омаров и ослов, мясо которых, как говорят, является любимой пищей северокорейского лидера.
"Можно было заказать любое блюдо русской, китайской, корейской или японской кухни", - пишет Пуликовский. Подобное меню может составить проблему для трех из пяти постоянных членов Совбеза. Ким Чен Ир питает склонность к супу из акульих плавников и, как говорят, заказывает гамбургеры из McDonald's в Пекине.
Кендзи Фудзимото, японец, написавший под этим псевдонимом книгу "Я был суси-поваром Ким Чен Ира", описал, как его посылали за икрой для Кима в Иран и Узбекистан, за свининой - в Данию, а за манго - в Таиланд.
Другие повара вспоминают о винном погребе на 10 тысяч бутылок, а данные по продажам в 1990-х годах показывают, что Ким Чен Ир был крупнейшим единоличным потребителем коньяка Hennessy, купив его за год на сумму в 650 тысяч долларов.
Ходят слухи, что северокорейский лидер является владельцем фильмотеки из 20 тысяч голливудских фильмов. Еще говорят, что он покупает своим родным дорогие импортные игрушки, такие как водные мотоциклы, караоке-машины и баскетбольные площадки.
Аналитики говорят, что санкции, направленные на ограничение предметов роскоши, уменьшат возможности Ким Чен Ира умасливать и склонять на свою сторону тех людей, которые помогают ему сохранять власть. "Это отражает желание Америки оказать давление на Ким Чен Ира и его сторонников, которых он контролирует за счет того, что дарит им различные элитные товары типа икры и дорогих часов", - говорит Нам Сун-Вук, специалист по Северной Корее из Корейского университета в Сеуле.
Эксперты говорят, что обещанных санкций, судя по всему, недостаточно, чтобы повлиять на Северную Корею и заставить ее изменить поведение. Скотт Снайдер, специалист по Корее из Азиатского фонда (Asia Foundation), говорит о том, что преждевременно заявлять, что санкции не будут иметь эффекта, поскольку они еще не были определены.
"Все зависит от того, как будет уточнено расплывчатое заявление, и от того, насколько успешно будет найдено равновесие между наказанием и благоразумием, - говорит Снайдер. - Китай будет выступать направляющей силой".