Президент Буш во вторник подписал новый закон, формулирующий новые правила для преследования и допросов подозреваемых в терроризме. По его словам, этот шаг позволит Центральному разведывательному управлению возобновить осуществление некогда засекреченной программы по допросу самых опасных вражеских оперативников в войне против террора.
"Это редкий случай, когда президент может подписать закон, который, как он знает, поможет спасти жизни американцев", - сказал Буш на церемонии в Восточном зале Белого дома.
Он назвал этот закон "способом осуществить правосудие по отношению к пойманным террористам".
Однако программа ЦРУ едва ли возобновится немедленно, поскольку закон уполномочивает Буша выступить с особым распоряжением, поясняющим правила допроса важных подозреваемых, а такого распоряжения он пока не составил. Многие эксперты считают, что жесткие техники допроса, которые использовало ЦРУ, в том числе длительное лишение сна и симуляция утопления, не будут разрешены.
За три недели до промежуточных выборов Буш надеялся использовать подписание этого закона, чтобы вновь вернуть политические дебаты к теме терроризма, что является выигрышным для республиканцев, и отвлечь внимание от скандалов типа дела Марка Фоли, который стал основной темой новостей в последние недели. Президент сказал, что этот закон был подписан "в память о жертвах 11 сентября".
Закон устанавливает систему военных комитетов для допросов подозреваемых в терроризме, которая позволяет в некоторых случаях получать сведения от подозреваемых. Он также снимает с федеральных судов полномочие рассматривать прошения от лиц, не являющихся гражданами страны, со ссылками на неприкосновенность личности, оспаривающие право на их задержание.
Сейчас в Федеральном суде в ожидании рассмотрения находится 500 таких прошений, и представители Судебного департамента говорят, что после принятия законов они начнут их отклонять. Это неизбежно станет вызовом для адвокатов, ведущих дела о нарушении гражданских свобод, которые считают отказ в праве на неприкосновенность личности неконституционным, и это мнение разделяют многие демократы на Капитолийском холме.
"Конгресс не имел юридического права ограничивать действие права на неприкосновенность личности, ключевой ценности в американском законе, чтобы избежать судебного контроля, не допускающего злоупотреблений со стороны правительства", - сказал сенатор Патрик Лихи, высокопоставленный представитель Демократической партии в юридическом комитете сената.
Подписание закона вызвало протесты со стороны правозащитников за стенами Белого дома, некоторые из них вышли на демонстрации в оранжевых робах, подобных тем, что носят заключенные в Гуантанамо. Некоторые были арестованы после того, как отказались отойти от ворот Белого дома.
На подписании закона вместе с президентом присутствовали высокопоставленные члены его военного комитета, в том числе вице-президент Дик Чейни, министр обороны Дональд Рамсфельд и директор ЦРУ генерал Майкл Хайден. В электронном послании служащим ЦРУ генерал Хайден назвал эту меру "публичным вотумом доверия со стороны конгресса и президента умениям и дисциплине офицеров ЦРУ".
Ведущие республиканские законодатели, в том числе сенатор из Вирджинии Джон Уорнер и Линдси Грэхэм из Южной Каролины, которые поддерживали первоначальную версию закона и настаивали на компромиссном решении, широко освещавшемся в прессе, также были рядом. Однако третий лидер республиканского бунта сенатор Джон Маккейн обратил на себя внимание своим отсутствием.
Маккейн, вероятный кандидат в президенты на выборах 2008 года, не был на церемонии, так как отправился в Висконсин для участия в избирательной кампании кандидата от республиканцев Джона Гарда. Его пресс-секретарь сказала, что отсутствие сенатора "вызвано исключительно проблемами его насыщенного графика".
Принятие закона было вызвано распоряжение суда в деле Хэмден против Рамсфельда, которое аннулировало систему военных комитетов, установленную Бушем для допросов подозреваемых в терроризме, заявив, что это требует подтверждения конгресса. Суд также потребовал, чтобы подозреваемые допрашивались в соответствии со статьей 3 Женевского договора, запрещающей жестокое и бесчеловечное обращение, в том числе "оскорбления человеческого достоинства".
Это распоряжение вынудило Буша признать существование секретной программы ЦРУ. В прошлом месяце он объявил, что переводит 14 важных заключенных, обвиняемых в терроризме, из-под ведомства ЦРУ в Гуантанамо. Он призвал конгресс принять закон об установлении военных комитетов и формулировке новых стандартов ведения допроса, чтобы программа ЦРУ могла продолжиться.