Сталин в ходе Великой отечественной войны против немцев не называл своих подданных товарищами, он называл их братьями и предоставил православным священникам привилегию, как и во времена Кутузова, освящать штыки перед сражением. Нынешний президент Владимир Путин, бывший коммунист и полковник КГБ, в мирные времена в отношениях с православной церковью пошел еще дальше Сталина.
Достаточно немногих фактов. Московских церквей, которых насчитывалось в 1989 году не более 40, сегодня почти 400, в то время как другие 90 строятся и 33 ожидают повторного освящения. Высшее духовенство в сутанах сидит в первых рядах, рядом с представителями государства, на национальных празднествах и церемониях, во время которых патриотизм и вера сливаются воедино, как в царизме. Более того, каждую Пасху Путин осеняет себя крестом тремя перстами, присутствуя на службе, которую проводит Алексий II, Патриарх всея Руси.
И это еще не все. В декабре прошлого года Алексий переосвятил безымянную церквушку, расположенную рядом с Лубянкой, где в свое время располагался КГБ - светская рука государственного атеизма, на смену которому сегодня пришла в высшей степени религиозная ФСБ, которой на протяжении нескольких лет руководил Путин. Маленькая церковь стала часовней путинских секретных служб, которые избрали себе в покровители святого с мечом в руках - князя Александра Невского.
В последний год на волне национализма связи между "демократурой" Путина и Церковью, как и личные связи между президентом и патриархом, стали более тесными. В то время как государство обеспечивает возможность получения церковными структурами значительных доходов, а 80% населения называют себя христианами, Церковь не может не стать одним из основных инструментов русского неоцаризма. К материальным возможностям сибирского газа прибавляется, таким образом, влияние "духовного газа" атавистического православия. Вот почему Алексий II так ревностно отстаивает задачи и цели Путина: он поддерживает Путина в антизападном внешнеполитическом курсе, в рамках которого положительно воспринимается позиция Сербии по Косово, поддерживает президента и в намерении продолжать пребывание у власти после истечения второго президентского мандата в марте будущего года.
Вот почему патриарх, высший руководитель православной Церкви, охладил усилия Ватикана, направленные на организацию его встречи с Бенедиктом XVI, тогда как речь шла об исторической встрече, призванной стать первой встречей религиозных иерархов Рима и Третьего Рима после раскола в 1054 году. Событие, которое патронировали православные священники Кипра, которое горячо ожидали дипломаты Святого престола, на которое надеялись украинские и белорусские униаты, отложено на неопределенный срок. "Христианское" большинство россиян с недоверием относится к католикам, президент как никогда нуждается во всенародной поддержке на выборах, а патриарх, в свою очередь, как никогда нуждается в президенте, который станет премьером. Так что Ратцингер еще подождет своей очереди... если она когда-либо наступит.