Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 октября 2007 г.

Назила Фатхи | The New York Times

Есть сведения, что Путин предложил свой способ выхода из патовой ситуации с Ираном

В ходе своей экстраординарной встречи с верховным (духовным) лидером Ирана российский президент Владимир Путин предложил новый способ выхода из патовой ситуации, сложившейся в связи с ядерной программой Ирана. По крайней мере, так заявил в среду главный переговорщик Ирана по ядерным вопросам Али Лариджани.

Лариджани сказал в беседе с журналистами, что Путин, во вторник вечером удостоенный аудиенции у аятоллы Хаменеи, "сделал особое предложение". Его подробностей ни иранская, ни российская сторона не разглашают - Лариджани лишь сказал, что иранцы изучают эту идею.

"Среди вопросов, которые он затронул, был его взгляд на вопрос о ядерной программе, - сказал Лариджани, по сообщению агентства новостей ISNA. - Теперь мы изучаем его мысль".

Государственное телевидение и агентства новостей процитировали слова аятоллы Хаменеи, обращенные к Путину: "Мы обдумаем то, что вы сказали, а также ваше предложение". Впрочем, Хаменеи добавил, что Иран "твердо намерен удовлетворить потребности нашей страны в ядерной энергии".

Визит Путина в Иран акцентировал тот факт, что Россия, по-видимому, все более дистанцируется от США и европейских государств в вопросе стратегии обуздания ядерной программы Ирана. Тогда как эти державы стремятся наложить на Иран новые санкции Совета Безопасности, руководство России и Китая возражает против таковых, утверждая, что следует повременить.

Ранее Москва предложила обогащать уран, предназначенный для использования в иранских реакторах, в России и тем самым гарантировать, что Иран не производит высокообогащенный уран, который служит необходимым элементом ядерного оружия. Эту идею Тегеран отверг, расценив ее как посягательство на свой суверенитет.

В ходе своего визита, в программе которого была встреча с президентом Махмудом Ахмадинежадом, Путин также призвал Запад не наносить силовых ударов по Ирану, подчеркнув, что Тегеран имеет право на использование ядерной энергии в мирных целях. Он также сказал, что атомная электростанция, которую Россия строит на юге Ирана в Бушере, будет сдана в эксплуатацию в намеченный срок (напомним, что работы замедлились ввиду разногласий относительно оплаты).

В совместном заявлении по итогам поездки подчеркивается дружественный характер визита - в документе говорится о близости российской и иранской позиций по ключевым вопросам мировой политики и развитии сотрудничества с целью установления более справедливого мирового порядка.

В нем также акцентируется необходимость как можно быстрее разрешить вопрос о ядерной программе политическими и дипломатическими средствами. В заявлении содержится обязательство России ускорить переговоры о производстве и продаже авиалайнеров "Ту-214" и "Ту-334", а также говорится о расширении сотрудничества в аэрокосмической и энергетической сферах.

Россия стремится углубить свои дипломатические и экономические отношения с Ираном. Иранская служба новостей Fars сообщила, что на встрече с аятоллой Хаменеи Путин сказал, что Россия готова к неограниченному расширению связей. Аятолла, будучи высшим государственным деятелем Ирана, имеет право окончательного решения по государственным вопросам, и тот факт, что он пожелал увидеться с Путиным, расценивается как значимый сам по себе. Даже Мухамед аль-Барадеи, директор МАГАТЭ - органа ООН, надзирающего за распространением и использованием ядерной энергии, не имел личных встреч с аятоллой Хаменеи, когда в прошлом году посетил Иран.

Путин недавно встречался с канцлером Германии Ангелой Меркель, президентом Франции Николя Саркози и госсекретарем Кондолизой Райс.

Россия и Китай имеют право вето в Совете Безопасности ООН, и Иран полагается на то, что оба этих государства, имеющие значительные торговые связи с Ираном, выступят против нового пакета санкций. Москва уже проголосовала за два пакета относительно мягких санкций. США и страны Европы заявили, что наложат на Иран более жесткие санкции, если он откажется приостановить спорные работы по обогащению урана.

Намечается, что в следующий вторник в Риме Лариджани обсудит ядерное досье Ирана с верховным комиссаром ЕС по внешней политике Хавьером Соланой.

Источник в администрации США, входивший в делегацию, которая на прошлой неделе нанесла визит в Кремль, сообщил: в кулуарах Путин признался, что ядерная программа Ирана беспокоит и его самого.

"Вот что я вам скажу: то, что мы услышали на прошлой неделе, как только телеоператоры покинули зал, было совсем неплохо, - сказал источник, пожелавший остаться анонимным, так как он не уполномочен делать официальные заявления по этому вопросу. - На мой взгляд, не исключено, что он донес до иранцев идею, которая понравилась бы и нам".

Этот же источник сказал, что затягивание строительства в Бушере - не случайность, а элемент целенаправленной российской стратегии, состоящей в том, чтобы не спешить помогать Ирану.

Когда Райс в Иерусалиме попросили прокомментировать визит Путина в Иран, она отметила, что Россия продолжает поддерживать дипломатические усилия, направленные на пересмотр вопроса о наложении новых санкций после докладов аль-Барадеи и Соланы, намеченных на ноябрь. На заседании в Нью-Йорке в сентябре Россия, как и Китай, выступила против нового пакета санкций.

Как сообщили сотрудники аппарата Соланы и МАГАТЭ, ни Солана, ни аль-Барадеи не были проинформированы российской стороной о предложении Путина. На переговорах на прошлой неделе в Москве, в том числе на встрече с Путиным, Райс подробно обсуждала иранскую проблему. По словам Райс, российский президент разделяет идею, что нужно предотвратить создание Ираном ядерного оружия. "Я не заметила никаких признаков того, что Россия собирается тем или иным образом отклониться от пути, который мы наметили", - сказала Райс на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Израиля Ципи Ливни.

Однако очевидно, что в отношении ядерного кризиса Россия сделалась как минимум наполовину независимым посредником. Всего через несколько часов после отъезда Путина из Ирана Израиль объявил, что премьер-министр Эхуд Ольмерт в четверг посетит Россию, чтобы провести, как выразился один источник в израильском руководстве, "экстренную встречу в ситуации, где счет идет на минуты".

США привязали вопрос о противоракетной обороне к проблеме Ирана.

Соединенные Штаты могут изменить свой подход к разработке системы противоракетной обороны, если Иран откажется от обогащения урана в рамках своей ядерной программы, - сообщил в среду высокопоставленный представитель Госдепартамента.

Заместитель Госсекретаря США Дэниэл Фрид заявил, что официальные лица США разъяснили позицию Вашингтона России на переговорах в штаб-квартире НАТО, дабы попытаться развеять опасения, будто система ПРО представляет угрозу для России. "По-настоящему нас тревожит не Россия", - сказал Фрид в беседе с журналистами в Брюсселе.

Материал подготовлен при участии К.Дж. Чиверса и Стивена Ли Майерса

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru