На лидера левой оппозиции Сергея Удальцова Кремль завел уголовное дело по обвинениям в организации массовых беспорядков. Хотя Удальцов - коммунист, пишут западные СМИ, на его защиту немедленно встали либералы, осуждающие подавление любого инакомыслия. Путин хочет объявить все угрозы безопасности, в том числе уличные акции протеста, экстремизмом, который приравнивается к терроризму, говорят критики.
На днях президент Путин призвал российские спецслужбы удвоить усилия и не допустить, чтобы террористы и экстремисты сорвали масштабные спортивные мероприятия типа Олимпиады-2014, но "по-видимому, Кремль принимает меры, чтобы объединить в одну категорию террористов и преимущественно мирное протестное движение", пишет The Christian Science Monitor, сообщая, что на лидера левой оппозиции Сергея Удальцова завели уголовное дело по обвинениям в организации массовых беспорядков.
Эксперты говорят, что многочисленные угрозы безопасности в России реальны, но "Путин намерен создать впечатление, что все оппоненты представляют одинаковую опасность". Как говорит Николай Петров (Carnegie Center in Moscow), иногда складывается впечатление, что Путин считает уличных манифестантов даже более опасными, чем террористы.
Дело на Удальцова открыто на основе документального фильма, показанного прокремлевским телеканалом НТВ, сообщает The Washington Post. Хотя Удальцов - коммунист, пишет журналистка Кэти Лалли, на его защиту немедленно встали либеральные лидеры: они восприняли случившееся как знак, что Путин намерен ужесточить подавление всех диссидентов. Протестное движение, которое, казалось бы, раскалывается, сплотилось в поддержку Удальцова, отмечает автор, цитируя заявления Немцова и Митрохина.
Об Удальцове автор статьи пишет: "Пламенный оратор с бритой головой, держится степенно". "Часто его именуют лидером маргиналов, но его приверженность делу оппозиции и рьяные усилия по организации акций протеста снискали уважение в более широких кругах". Издание добавляет, что Удальцов может получить до 10 лет тюрьмы, сам он обвинения отрицает.
"Арест Сергея Удальцова, бритоголового, одетого в черное лидера радикальной социалистической организации "Левый фронт", похоже, придал резкое ускорение усилиям правительства по возбуждению серьезных уголовных дел - с перспективой продолжительных тюремных сроков - против критиков президента Владимира Путина", - пишет корреспондент The New York Times. Впрочем, в тот же день Удальцов был освобожден под подписку о невыезде.
Подозрения властей возбудил документальный фильм "Анатомия протеста-2", в котором показан Удальцов, обсуждающий с представителем парламента Грузии планы по свержению российского правительства, поясняет читателям корреспондент.
Владимир Маркин, официальный представитель СКР, даже заговорил о перспективе пожизненного заключения. "Хотел бы обратить внимание тех, кто посчитал, что в нашей стране можно абсолютно безнаказанно заниматься организацией массовых беспорядков, планировать и готовить теракты и другие действия, которые угрожают жизни и здоровью россиян", - сказал он в заявлении, которое транслировалось по ТВ. Он добавил, что УК "предусматривает за подобные деяния наказание вплоть до пожизненного лишения свободы".
В среду квартира координатора "Левого фронта" Сергея Удальцова и квартира его родителей подверглись обыску после показа по НТВ фильма, в котором оппозиционера обвинили в подготовке госпереворота, сообщает Le Figaro.
По мнению оппозиции, целью этой операции является нейтрализация протестного движения. "Это произвол и провокация", - сказал Удальцов, когда его уводили люди в масках. Только долгий тюремный срок заставит замолчать этого оппозиционера, полагает обозреватель издания.
В 2005 году Удальцов после пребывания в Коммунистической партии принял участие в создании "Левого фронта". "Это движение стремится объединить антикапиталистические и демократические силы, способные реализовать необходимые социальные преобразования", - рассказывает автор. С этого момента Удальцов всегда первым заявляет об организации манифестаций против Путина. "Некоторые представители власти считают, что я представляю угрозу в ходе манифестаций, хотя я всегда веду себя мирно", - говорит оппозиционер.