Нефтепроводы и газопроводы традиционно притягивают политическую конфронтацию, споры о ценах и правах доступа, а также неудачи, замечает Financial Times. "Политика трубопроводов" - особый образ жизни во многих районах мира, от Пакистана до Индии до Ближнего Востока и Европы", - утверждает обозреватель Сильвия Пфейфер.
Континентальная Европа давно стремится к диверсификации поставок энергии, чтобы не зависеть только от России, а также повысить их надежность. "Прогресс в области планов "южного коридора" - от Каспийского моря через Турцию в Европу - снова заострил внимание на энергетических потребностях континента", - говорится в статье.
Этим летом консорциум под руководством BP остановил свой выбор на проекте Трансадриатического газопровода (TAP), по которому первоначально будут прокачиваться 10 млрд кубометров газа в год. Начальная точка - вблизи турецко-греческой границы, газопровод пройдет по территории Греции и Албании и дну Адриатики до юга Италии.
Прокачка газа начнется в 2019 году. Впервые крупные объемы газа из Прикаспийского региона пойдут прямо к европейским потребителям в обход России, подчеркивает автор. Сторонники проекта уверяют, что это только начало и новый маршрут поставок будет развиваться.
В июле комиссар ЕС Гюнтер Эттингер выразил надежду, что Азербайджан и другие прикаспийские государства к 2025 году будут поставлять в Европу не менее 30 млрд кубометров газа в год.
После таких заявлений некоторые наблюдатели предсказывают, что Россия будет бороться за сохранение своей доли на рынке газа, а первый залп - проект газопровода "Южный поток" в обход Украины. Строительство должно начаться в 2014 году, объемы - от 15 млрд до 63 млрд (на конечной фазе строительства) в год.
"Если "Газпром" построит всего две нитки из спроектированных четырех, он все равно добьется своей цели", - говорит Лоран Русекас (IHS CERA), поясняя, что задача "Южного потока" - ослабить зависимость России от Украины как транзитера.
Со своей стороны, независимый эксперт Джон Робертс полагает, что строительство "Южного потока" "как минимум, начнется", и две нитки будут проложены, но напоминает: "На данный момент соглашения "Газпрома" с конкретными странами, видимо, не отвечают закону ЕС (обязывающему операторов газопроводов предоставлять доступ третьим сторонам или специально просить об освобождении от этой нормы)".
Русекас не ожидает, что TAP и "Южный поток" станут конкурировать между собой за рынки. "ЕС зависит от России, откуда получает значительную долю потребляемого газа. Это не изменится", - говорит он.