"Две новые книги раскрывают содержание первых встреч двух последних французских президентов с Владимиром Путиным. Каким бы ни был метод, Путин всегда выигрывает", - делает вывод журналист, колумнист портала Slate.fr Даниэль Верне.
"Несмотря на отмену визита российского президента в Париж по причине бомбардировок Алеппо, все приходят к согласию, как правые, так и левые: надо разговаривать с Путиным. Однако способы обращения к нему и ведения с ним диалога различны", - считает автор статьи.
1. Метод Олланда
Наиболее свежая книга - это "кирпич" Фабриса Льома и Жерара Даве "Президент не должен был бы этого говорить...". Секреты целого пятилетия. Президент Франции сам воссоздает для журналистов переговоры с Путиным.
"Раздраженный путинской неискренностью, Олланд не может удержаться от провоцирования своего российского коллеги, пишут авторы. "Вы же не станете мне говорить, что Башар Асад - это демократический режим, - резко сказал он ему. - Разве что считать его таковым, коль скоро за него отдали голоса 98% избирателей. Вам это известно, так уже случилось в вашей собственной стране".
Ответ Путина мы так и не узнаем.
2. Метод Саркози
"Николя Саркози тоже претендовал на демонстрацию решительности в отношении своего российского собеседника. На заре своей президентской кампании в 2007 году в одном интервью (...) он даже заявил, что не пожмет руки, "запятнанные кровью чеченцев", - говорится в статье.
В таком же тоне он попытался было обратиться к Владимиру Путину во время их первой официальной встречи на саммите "Большой восьмерки" в Хайлигендамме, в июле 2007 года в Германии. В своей книге "Русская Франция" Николя Энен приводит их диалог.
Саркози набросился с критикой по поводу прав человека и погибших в Чечне. Молчание. Путин: "Ладно, ты закончил? Тогда я тебе объясню. Твоя страна, она вот такая...". Российский президент сделал жест ладонями, приблизив одну к другой. Затем он широко раздвинул руки: "А моя страна, она вот какая. Теперь у тебя два решения: либо ты продолжишь говорить в таком тоне, и тогда я тебя раздавлю. Либо ты сменишь регистр, и тогда я могу сделать тебя королем Европы".
Французский президент прибыл на пресс-конференцию словно опьяневший, он выглядел настолько оглушенным, что многие СМИ, транслировавшие эти кадры, станут объяснять, что французский президент "наверняка выпил не только воду" с российским президентом.
"После этого злополучного эпизода Николя Саркози хвастался, что он стал влиятельным партнером хозяина Кремля. В августе 2008 года, представляясь в качестве "президента Европы" - ему просто на полгода досталось переходящее председательство в Совете ЕС - он курсировал между Москвой и Тбилиси во время войны в Грузии", - говорится в статье.
"От Грузии до Сирии, и далее до Крыма, урок всегда один и тот же. Путин отказывается разговаривать. И даже ведя разговор, он продвигает свои пешки и укрепляет свои позиции, в том числе военными средствами, которым его западные собеседники могут противопоставить лишь силу убеждения, приступы плохого настроения, такие, как отмена визита, или экономические санкции. Мы уже видели, в отношении Украины, пусть даже санкции не оказались безрезультатными, их недостаточно, чтобы отклонить российского президента от следования своим целям", - заключает Даниэль Верне.