Казалось, что Папа Бенедикт, некогда известный своими жесткими взглядами, со временем стал терпимее. Однако его высказывания об исламе вызвали вспышку насилия и злобы. Эти слова характерны для человека, которого раньше звали "ротвейлером Бога", пишет Джон Корнуэлл
По вине двух неудачных эпитетов, "злой и бесчеловечный", которые Папа Бенедикт XVI употребил в отношении пророка Мухаммеда на прошлой неделе в сонных стенах лекционной аудитории Баварского университета, отношения с исламом были отброшены в прошлое на несколько эпох.
Эти слова вызвали ярость мусульманских экстремистов и ужаснули умеренных мусульман. Угрозы прозвучали не только в адрес Папы, но и в адрес всего миллиардного католического сообщества. Популярный сайт джихадистов, работающий из Кувейта, заявил, что католики "делают все, чтобы затмить свет Божий", и потребовал суровой расплаты.
Государственный секретарь кардинал Тарчизио Бертоне, выполняющий роль министра иностранных дел при Папском дворе, на вчерашней пресс-конференции выступил в защиту понтифика, заявив, что его позиция в отношении ислама согласуется с учением Ватикана о том, что церковь "уважает мусульман, почитающих единого Бога". Его святейшество крайне сожалеет, что ряд фраз мог быть истолкован в качестве оскорбительных для чувств мусульманских верующих, заявил Бертоне.
Но упомянутое выступление вызвало волну возмущения по всему исламскому миру и поставило под сомнение вероятность запланированного в ближайшие два месяца визита Папы в Турцию, не говоря уже о его целесообразности.
В Турции и на Ближнем Востоке вспыхнули акции протеста с применением насилия. Вчера палестинцы, вооруженные огнестрельным оружием и бутылками с зажигательной смесью, атаковали пять церквей на Западном берегу и в секторе Газа, включая англиканскую церковь в городе Наблус, где был подожжен главный вход. В Газе боевики обстреляли фасад греческой православной церкви.
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган вчера сообщил: "Папа выступил как политик, а не как религиозный деятель. В эпоху начавшегося диалога между религиями, системами ценностей и цивилизациями весьма плачевно, что прозвучали подобные заявления против ислама". Он добавил также, что сомневается, следует ли Бенедикту XVI совершать визит в Турцию.
Кроме того, Бенедикт серьезно обострил противоречия внутри собственной церкви - между католиками-традиционалистами и умеренными прогрессивными кругами. Католики, уже привыкшие к спокойному старому папе-профессору и понявшие, что "ротвейлер Бога" не собирается объявлять джихад против умеренного крыла собственной церкви, были совершенно ошарашены тем, что немолодой уже Ратцингер вновь показывает зубы.
В лекции, прочитанной во вторник в Университете Регенсбурга, профессором которого он некогда являлся, понтифик говорил об отношениях веры и разума - это излюбленная тема католических теологов начиная со Средних веков. В небольшой академической аудитории Папа и произнес пресловутую фразу, процитировав текст средневекового спора между византийским императором Мануилом II Палеологом и мусульманским богословом из Персии.
"Покажите мне, что нового принес Мухаммед, - процитировал он высказывание императора, - и вы найдете злые и бесчеловечные вещи, такие, как приказ мечом нести веру, которую он проповедовал".
Защитники слова Папы, начиная с отца Федерико Ломбарди, пресс-секретаря Ватикана, постарались подчеркнуть контекст, не останавливаясь на оскорбительных словах. Лорд Кэри, бывший архиепископ Кентерберийский, утверждает, что слова Папы были истолкованы превратно. "Мусульманам следует научиться выслушивать критику, - заявил Кэрри, - Если Папа процитировал нечто, написанное 600 лет назад, не следует считать, что это отражает его собственные взгляды на нынешний ислам".
Но слова будут помнить еще долго после того, как контекст забудется. Папа призывал всех религиозных деятелей отказаться от насилия, заявляя, что между верой и разумом не должно быть противоречия, и настаивал, что ислам не является религией разума - это он подчеркивал и ранее.
Однако, по мнению мусульманских историков, эти оскорбительные слова изначально грешат против исторической истины. Общепризнано, что именно исламская культура арабских стран сохранила философию Аристотеля на протяжении Темных веков, позволив затем католической вере соединиться с разумом в работах Фомы Аквинского. В заслуживающем доверия англиканском источнике говорится: "Пожалуй, ислам был религией разума прежде христианства. В исламском мире были развиты математика и медицина. В борьбе разума и средневековья мусульмане выступали на стороне разума".
Умеренные мусульмане также озадачены недостаточно взвешенными словами Папы. Аднан Мокрани, мусульманский теолог из Рима, сказал о словах Папы так: "Использовать в качестве отправной точки полемические тексты, созданные семь веков назад, - не лучшее решение, учитывая, что сейчас отношения между исламом и христианством изменились".
Мусульманский совет Великобритании, крупнейшая исламская организация в стране, потребовал немедленных извинений. Экстремистская мусульманская группировка "Хизб ут-Тахрир" также осудила слова Папы. Имран Вахид, официальный представитель группировки, сказал: "Эти слова продолжают полностью негативную, жесткую и нетерпимую линию в оценке ислама: это использование выражений "исламский фашизм" Джорджем Бушем и "идеология зла" - Тони Блэром, а также беспричинно прокатившая в этом году по всей Европе перепечатка оскорбительных карикатур из датских газет ".
Впервые с 11 сентября 2001 года неофициальные источники в Ватикане, с которыми мне удалось побеседовать, высказали опасения о возможных атаках на собор св. Петра в Ватикане. Паломникам, входящим на Площадь Святого Петра, сейчас необходимо проходить проверку на рентгеновском аппарате. А на прошлой неделе интернет-сайты, связанные с "Аль-Каидой" напрямую угрожали Ватикану. Один из них содержал изображение черного исламского флага, развевающегося над папским дворцом, резиденцией понтифика. Сообщение, опубликованное одним из ключевых людей в "Аль-Каиде", гласит: "Мы убеждены, что неверие и деспотизм Папы можно остановить одним главным ударом".
В самом Ватикане неофициально говорят о том, что Бенедикт попытался предвосхитить агрессивное письмо иранского президента в адрес Святого престола, и по этой причине он сослался на давний спор с персидским богословом. Источники в Ватикане сообщают, что Папа пояснит свои слова в сегодняшнем выступлении перед собравшимися на Площади Святого Петра.
Редактор газеты The Tabler Кэтрин Пепинстер комментирует: "Удивительно, что слова Папы не были заранее проверены одним из его советников".
Однако странно то, что проблема возникла именно у этого Папы. Он сам был советником-теологом так долго, что, вероятно, уже не нуждается в советах. В то же время в правительстве Ватикана происходят серьезные изменения, ослабляется роль структуры, ответственной за международные отношения - Государственного секретариата.
Кардинал Анджело Содано, бывший государственным секретарем при Иоанне Павле и более года занимавший эту должность при Бенедикте, мог оказывать сдерживающее влияние. Но в последний год на посту он уже не был активен, ожидая в свои 78 лет скорой отставки.
По иронии судьбы вступление в должность его преемника кардинала Бертоне произошло как раз накануне выходных, в самый разгар скандала. В пятницу, когда мусульманские лидеры в едином порыве яростно осуждали Папу, Бертоне, Содано и Бенедикт поедали трюфели и разливали вино, чтобы отменить передачу должности.
С какой стороны ни взглянуть, слова Бенедикта выдают его давнюю нелюбовь к исламу. Те, кто внимательно наблюдает за Ватиканом, вспоминают, как в прошлом году он проявил небывалое расположение к ныне покойной Ориане Фалачи, известной в Италии противнице ислама, дав ей пространное интервью.
Постоянная тема проповедей, которые Бенедикт читает в качестве Папы, - разложение европейского христианства, и, как подразумевается, опасность распространения ислама. Считается также, что он настроен против вступления Турции в Европейский союз.
Истоки суровых заявлений Папы можно проследить на примере семинара, который был проведен в сентябре прошлого года в его летней резиденции Кастель Гандольфо. Около 40 его бывших студентов собрались с целью обсудить ислам и католичество. Как рассказывают, Папа назвал диалог с исламом затруднительным. По словам профессора-иезуита Халила Самира, принимавшего участие в семинаре, Бенедикт посетовал на исламский фундаментализм и на то, что в исламе нет простора для интерпретации текстов. С Мухаммедом, по словам Папы, обращаются как с "магнитофоном", потому что он непосредственно выражает слова Бога, "а это абсурдно".
Церковь и Святой Престол, в частности, долго испытывали проблемы с признанием права других религий на существование, не говоря уж о религиозной терпимости. Все началось с крестовых походов в раннем Средневековье, продолжилось в ходе Реформации (трудно забыть, что заговор Гая Фокса был спланирован католиками с целью уничтожить правящие круги протестантской Англии). В XIX веке папы выступали против идей свободы вероисповедания и отделения церкви от государства. Один за другим понтифики, особенно Папа Пий IX (1846-1878 гг.) заявляли, что уважение к прочим религиями - это форма "безумия".
Резкий поворот, имевший историческое значение, произошел в середине 1960-х на Втором Ватиканском соборе. После серьезной баталии между кардиналами церковь признала принципы уважения к другим религиям, близкие к американской модели религиозного плюрализма.
Однако католики-традиционалисты не приняли запоздалое признание религиозного многообразия: в конце концов, как можно верить в непогрешимость Папы и в то, что католичество содержит истину в полной мере, если признавать, что прочие религии, включая иные ветви христианства, также дают путь к спасению?
Иоанн Павел II , чьи взгляды на свободу вероисповедания сложились в коммунистической Польше, поддерживал новый религиозный плюрализм Ватикана, поскольку он отстаивал право католичества на существование в атеистическом государстве. Так было до тех пор, пока он не увидел, что сделал с его родной Польшей крах коммунизма: "Макдональдс", западная музыка, порнография, аборты - все это пришло на его родную землю.
Плюрализм - идея о том, что люди имеют право следовать собственному вероучению и системе ценностей, или не верить вовсе - по мнению Иоанна Павла, породил культурный релятивизм - "новую форму тоталитаризма", как говорил он сам. Ответом этому должна была стать единая, непогрешимая и непререкаемая истина, предлагаемая католичеством.
Четверть века, пока Иоанн Павел занимал Святой престол, теологическое обоснование его суждений разрабатывал не кто иной, как Йозеф Ратцингер, будущий Бенедикт XVI, а тогда префект Конгрегации доктрины веры.
В 1999 году именно Ратцингер написал документ, обращенный ко всему миру от имени Иоанна Павла, говоривший, что все религии, помимо католической веры, несовершенны. Это вызвало возмущение, однако извинений принесено не было.
Какую бы мысль ни собирался Папа донести до аудитории в Регенсбурге, в результате он скорее охладил отношения, а не установил связи с исламом, указав на то, что он лично считает главным различием двух верований.
Правильнее всего будет сказать, что он ненамеренно сыграл на руку критикам ислама и тем самым увеличил вероятность обострения межрелигиозной вражды.
Мусульманский теолог Аднан Мокрани убежден, что Папа совершил большую ошибку: "В нынешней обстановке гораздо продуктивнее будет искать общее, призывая последователей обеих религий к диалогу".