Америка ведет финансовую войну с Ираном с целью изолировать его экономику от мировой банковской системы и вынудить Тегеран отказаться от ядерной программы.
Министерство финансов США постепенно затягивает петлю на шее противника, убеждая европейские и японские банки поддержать своих американских коллег и перестать обслуживать транзакции иранских клиентов.
Deutsche Bank стал последним в числе банков, которые начали закрывать счета, принадлежащие иранским клиентам - как компаниям, так и физическим лицам. Для экономики, которая крайне зависима от нефтяных доходов, эти шаги весьма опасны. Ирану все сложнее получать ссуды, иностранную валюту и держать вклады за границей.
Поскольку с каждым днем приобретать доллары, евро или иены становится все труднее, Иран постепенно лишается возможности обеспечивать себя необходимым импортом. Зарубежные инвестиции, особенно необходимые важнейшим объектам нефтедобычи, минимальны.
По сути, Америка использует свою финансовую мощь, чтобы исключить Иран из глобальной экономики. Хотя ООН приняла две резолюции с санкциями против ряда иранских граждан и компаний (третья, вероятно, последует в конце сентября), наблюдатели считают, что эти меры оказываются куда менее эффективны, чем финансовое эмбарго.
В последних интервью Стюарт Леви, заместитель министра финансов по финансовой разведке, заявил, что принимаемые контрмеры доказывают свою эффективность. "Имеются убедительные свидетельства, что они работают: к иранским деловым кругам относятся с большим подозрением, работать им становится гораздо сложнее", - объяснил он.
Именно Леви возглавляет финансовый поход Америки против Ирана. Министерство финансов перестало проводить долларовые транзакции с двумя крупнейшими государственными банками Ирана - "Садерат" и "Сепах". Формально американским банкам было запрещено вести дела с Ираном еще 23 года назад.
Под давлением США на тот же путь становятся европейские и японские банки. "Мы проинформировали своих клиентов, которые владеют счетами в Германии, но проживают в Иране, что закроем их счета", - объявил пресс-секретарь Deutsche Bank, восьмого банка в мире по величине активов.
UBS, крупнейший мировой банк по объему активов, пошел на аналогичный шаг в январе.
Пресс-секретарь банка HSBC, крупнейшего в Великобритании и четвертого в мире, сообщил, что с иранскими клиентами не проводятся долларовые транзакции, а деловые связи с Тегераном сведены к минимуму.
В июне три крупнейших банка Японии объявили, что не будут вести новых дел с иранскими клиентами. Иран мог избежать введенных США ограничений, отказавшись от долларовых транзакций в пользу евро или японской иены. Однако в свете аналогичных ограничений европейских и японских банков эта лазейка также закрывается.
Экономика Ирана уже многие годы переживает стагнацию. Благодаря высоким ценам на нефть должен был начаться бум, однако финансовые санкции мешают Ирану воспользоваться неожиданными доходами.
Дипломаты, специализирующиеся на мусульманском мире, говорят, что финансовые меры оказывают ощутимое давление на правительство президента Махмуда Ахмадинежада.
Недавно одна из газет в Тегеране сообщила, что иранские компании столкнулись с повышением цен на импорт на 20-30%, поскольку иранцам приходится нанимать посредников, чтобы избежать финансовых ограничений.
По словам Ирана, его ядерная программа носит мирный характер и предназначена исключительно для производства электроэнергии.
Президент Ахмадинежад обвиняет Америку в том, что она сознательно усложняет положение иранского народа. Он заявляет, что страна продолжит реализацию своих ядерных планов.