НАТО превращается в общество по поддержке Грузии и тем самым теряет всю свою силу
Поездка послов НАТО в Грузию явилась катастрофическим доказательством бессилия и проявлением политической тривиальности. Возглавляемые генеральным секретарем, как гимназисты на экскурсии, послы выразили свое преклонение перед грузинским президентом, желая тем самым обозначить как свое возмущение, так и силу. Однако вопрос о том, кто сильнее всех в Закавказье, обсуждению не подлежит. Это Россия, которая в тот же самый день подписала договоры о дружбе со своими новоприобретенными территориальными образованиями, установив тем самым новую реальность. НАТО, напротив, реальность не создает - более того, оно ее даже упраздняет.
За собственноручный отказ от влияния альянс должен благодарить два лагеря: во-первых, фракцию Чейни в американском правительстве, которое пытается довести до конца арьергардный бой с Россией вокруг давно погибшей идеологии. Неоконсервативное мировоззрение уже потерпело поражение, однако его апологеты хотят ввязаться в последнюю драку - с Россией. Поэтому они провозглашают холодную войну и пытаются разделить всех на хороших и плохих.
Во-вторых, собственноручным отказом от влияния НАТО обязано своему невозмутимому генеральному секретарю и идеологически поддерживающей его группе новых членов альянса из Центральной Европы (за некоторыми исключениями, как, например, Венгрия). Генеральный секретарь Яап де Хооп Схеффер умудрился загнать альянс в угол, сделав его неспособным к жесткому диалогу с Россией, неспособным повлиять на происходящее собственным авторитетом. Китай тоже больше не хочет вести с ним переговоры. Атмосфера отравлена.
НАТО похвалялось, что без единого выстрела одержало победу в холодной войне. Что его политика расширения девяностых годов была умной и включала в себя Россию. НАТО было политической страховкой на военной основе. Теперь оно лишено своей политической силы, потому что того захотела большая часть его членов, однако, прежде всего, США и политически неловкий генеральный секретарь.
Перед поездкой в Грузию Схеффер договорился до того, что Совет Россия-НАТО не соберется на свое заседание до тех пор, пока Россия остается на оккупированных территориях. Фактически этим он объявил, что Совет мертв, высказывание, которое не получало поддержки со стороны национальных правительств. Вероятно, поэтому позже он утверждал, что подобного никогда не говорил.
В грузинском кризисе НАТО обречено на неэффективность. Очередная катастрофа грозит ему в Афганистане. В альянсе господствует тихое пораженчество - происходит замалчивание проблем и все надежды связаны со следующим американским правительством.
Если бы Совет Россия-НАТО действовал, то он стал бы той самой площадкой, где Россию можно было бы вынудить дать объяснения аннексии, которая противоречит международному праву. Тут наготове были бы инструменты, которыми можно смягчить тяжелые кризисы мирового масштаба, как, например, в случае Ирана. Но поскольку альянс явно поторопился с перекрытием каналов коммуникации и занял сторону одной лишь Грузии, ему только и остается, что напрасное соперничество. Поэтому и состоялась "школьная" экскурсия в Тбилиси, поэтому стратегическая дальновидность НАТО и ограничивается грузинским захолустьем.
Если бы альянс был умнее, то на заседании совместного совета он публично взял бы Россию за грудки и настойчиво объяснил бы ей, что события в Осетии не должны повториться, например, на Украине. В борьбе с российской автократией не помогут пустые клятвы в верности; поможет только уверенность в превосходстве собственной системы. Однако НАТО показывает обратное - свою неуверенность в нем.