Бывший президент Польши Александр Квасьневский всегда считал трансатлантические отношения основой архитектуры европейской безопасности. Он начиная с 2002 года, когда прошли первые предварительные переговоры, следил за продвижением противоракетного проекта, пишет Мария Серена Натале в Corriere della Sera.
В настоящее время Александр Квасьневский читает лекции в университете Джорджтауна по процессу перехода к демократии стран Восточной Европы и по политической диалектике США-ЕС. "Заявления американского президента меня не удивили, - сказал он корреспонденту Corriere. - В Польше и Чешской республике будут глубоко разочарованы только представители старой гвардии, я имею в виду президентов Леха Качиньского и Вацлава Клауса".
По мнению Квасьневского, правительства Варшавы и Праги сумеют адаптироваться к новому сценарию и отдадут предпочтение прагматизму и конкретике - в унисон с политикой администрации Обамы. Проект противоракетной обороны был слаб не только в политическом, но и в техническом смысле, сказал он. С самого начала он вызывал сомнения, ставшие еще более очевидными сегодня, в условиях кризиса. Вряд ли было бы рациональным вкладывать миллиарды в заведомо неэффективную систему.
На предположение автора статьи о том, что теперь Кремль будет представлять российскому общественному мнению решение американской стороны как ее капитуляцию, Квасьневский сказал: "Россия - сложный партнер, но необходимый для поставок энергетического сырья и борьбы с терроризмом. Глобальная геостратегическая ситуация изменилась, теперь уже все правительства отдают себе в этом отчет". Решение по космическому щиту не стоит рассматривать с точки зрения противостояния между державами, ведь процесс становления мирового порядка еще не закончен и на повестке дня стоит много нерешенных вопросов, в том числе иранский, отметил Квасьневский.
С отказом Вашингтона от размещения на территории Польши и Чехии элементов противоракетного щита устранен повод для разногласий между странами Восточной и Западной Европы. "Европейцы теперь смогут сконцентрироваться на укреплении сотрудничества и в сфере обороны. Для самого Белого дома будет легче воспринимать Европу как блок без внутренних разногласий", - сказал в заключение бывший президент Польши.