Если поверить официальной российской прессе, то страной управляет не Владимир Путин, а госсекретарь США Хиллари Клинтон, пишет обозреватель The New Republic Юлия Иоффе, комментируя фильм Аркадия Мамонтова "Провокаторы-2".
Сама Иоффе считает, что Госдепартамент отличается "скаредностью". Но, как она пишет, "российской аудитории внушают: это ведомство - коварная, лощеная машина, у которой денег куры не клюют, ведомство, способное свергать лидеров по своему капризу и управлять из далекого далека замысловатыми уличными протестами".
Вышеописанный образ Госдепа - просто умора в глазах любого, кто хоть что-то знает о реальном устройстве этого ведомства, пишет автор. В России "и не подозревают, что мы живем от бюджета до бюджета, а иногда даже боимся за свою зарплату!" - разъяснил неназванный "сотрудник Госдепартамента в Москве".
"Чем объясняется такой неоправданный ажиотаж вокруг довольно громоздкого, погрязшего в бюрократии министерства?" - вопрошает автор. Иоффе находит две причины: 1) "очевидная выгода для пропаганды от наличия внешнего врага"; 2) "склонность россиян повсюду видеть кукловодов и заговоры: в России, как и в других обществах с закрытой системой госуправления, ни одна вещь не такова, какой кажется на первый взгляд".
Автор углубляется в корни феномена: "Русские, совсем как американцы, думают, что жители всего остального мира - их точная копия". В России, где один человек решает все, трудно осознать, что в Америке нет монолитной политической системы или даже монолитного министерства иностранных дел. "Вдобавок человек, который в России действительно решает все, имеет опыт шпионажа и уловок", - продолжает автор, напоминая, что Путин служил в КГБ в Дрездене.
"Будем объективны: Госдепартамент действительно заявляет, что заинтересован в продвижении демократии по всему миру", - пишет Иоффе. Но образ этого ведомства, существующий в России, американские чиновники воспринимают с юмором - точно еврей из анекдота, любивший читать антисемитскую газету, так как в ней полно хороших новостей о богатстве и власти евреев. "Наверно, Россия - единственная страна, где все еще верят, будто мы, американцы, способны что-либо организовать эффективно", - заметил сотрудник Конгресса США, ведающий внешней политикой.