Трудно представить себе, как рационалист Эммануил Кант мог спровоцировать стрельбу, пишет The Guardian, комментируя недавнее происшествие в Ростове-на-Дону, где в ходе философского спора один из оппонентов выстрелил второму в голову.
"Неизвестно, что именно стало причиной спора, но трудно представить, чтобы кровожадные намерения возникли из категорического императива, хотя бы потому, что он призван предотвратить такое развитие событий", - пишет автор статьи Питер Томпсон, директор Исследовательского центра Эрнста Блоха Университета Шеффилда.
В "Критике практического разума" Кант утверждает, что непреодолимое желание сделать что-либо можно предотвратить, представив себе виселицу, на которой вы будете висеть за это. Поэтому спор о Канте, закончившийся выстрелом в оппонента, может оказаться превосходным аргументом против Канта.
Риск на грани катастрофы, стремление нарушить границы и осуществить акт насилия всегда было присуще нам. Зачастую люди руководствуются в своих поступках ницшеанским импульсом, а не кантианской рационалистической потребностью остаться в безопасности.
Кант пытался создать мораль вне религии. В стране Достоевского спор мог вестись о том, что будет, если убрать религиозные ограничения.
А возможно, у одного из участников спора были виды на жену другого на основе кантианского утверждения, что брак - это просто "соглашение между двумя взрослыми людьми разных полов о взаимном использовании половых органов друг друга", которое может быть временно приостановлено на время короткой любовной интриги, а второй воспринял это как оскорбление и потянулся за пистолетом. Кто знает?
Или, возможно, они были просто пьяны, заключает автор.