В результате "замысловатого танца" вокруг Сирии не получить бы "и позор, и войну", опасается Запад: Вашингтон может пострадать из-за своих частых метаний в дипломатии. Возможно, химарсенал Асада будет утилизироваться на российском заводе в городе Щучье, сообщают СМИ. Эксперты указывают: даже если все политические и организационные сложности удастся преодолеть, у Дамаска останется биологическое оружие, в том числе вирус оспы.
Большая обзорная статья агентства Reuters восстанавливает хронику событий, связанных с ситуацией в Сирии, опираясь на интервью западных дипломатов и чиновников.
Ранней весной этого года постпред Франции в ООН Жерар Аро за ужином с российским коллегой сообщил, что Франция обнародует улики, собранные ее разведкой и свидетельствующие, что сирийское правительство применяет химоружие против собственного народа. Российский дипломат рассмеялся: "Жерар, не ставьте американцев в неудобное положение", - передает издание.
Авторы материала напоминают: к тому моменту Франция и Великобритания почти год убеждали США вмешаться в войну в Сирии, но Вашингтону этого очень не хотелось. Это разногласие - "всего лишь одно из неуклюжих па экстраординарного танца вокруг двухлетней гражданской войны в Сирии". В последние недели "танец" стал еще замысловатее. После химатаки 21 августа в пригороде Дамаска казалось, что США и их союзники нанесут удар по Асаду и его армии. Но затем стало очевидно, что западные политики не испытывают энтузиазма: избиратели устали от войн в Ираке и Афганистане.
На прошлой неделе возник альтернативный план ответных действий: "частично намеренно, частично случайно", утверждают журналисты.
После того как британский парламент проголосовал против участия в силовой акции, Обама должен был решать, наносить ли военный удар без поддержки Великобритании, напоминает агентство. Он выбрал компромиссный вариант - запросил одобрение Конгресса США. Со своей стороны, Франция заявила, что в любом случае увеличит военную помощь повстанцам, дабы изменить баланс сил на местах.
В Москве Путин смотрел на ситуацию иначе. Публично он заявлял, что за химической атакой стояли повстанцы. Однако в кулуарах некоторые дипломаты слышали, что Россия и Сирия попытаются предотвратить удар, договорившись о списании химоружия Асада.
В сентябре на саммите G20 в Петербурге, во время перерыва, Путин подошел к Обаме. "Они отошли в угол, сдвинули вместе стулья и проговорили около 30 минут. Другие лидеры наблюдали со стороны", - рассказывают журналисты. По словам некого высокопоставленного источника в США, беседа "не была желчной", но не дала особых результатов.
9 сентября госсекретарь Керри заметил на пресс-конференции, что Асад может избежать удара, если сдаст международным инспекторам свое химоружие. Госдепартамент вскоре заявил, что это высказывание было экспромтом и "риторическим аргументом".
"Однако спустя несколько часов Керри позвонил Лаврову с борта своего самолета. Лавров обратил внимание на высказывания Керри в Лондоне и сказал, что Россия готова участвовать в идее со сдачей сирийского химического оружия. Американские чиновники создали впечатление, что считают это предложение политической уловкой Путина. Однако позднее некоторые помощники Обамы сказали, что идея сдачи химарсенала обсуждалась Обамой и Путиным в Мексике в 2012 году, а также в Петербурге.
Вскоре российский посол передал в Госдепартамент некий "документ на две страницы с идеями осуществления инициативы", как выразился источник из этого ведомства. На тот момент "ни у кого не было полномасштабного плана", подчеркнул он.
10 сентября Керри предложил Лаврову встретиться в Женеве. Лавров привез с собой много экспертов по химоружию, а также специалистов по разведке и правоведов. Американцев это обнадежило: значит, Москва готова взяться за дело.
Одним из главных разногласий стали разные оценки величины сирийского химарсенала. Некий американский чиновник сказал, что большая часть проекта соглашения написана американцами. Российский дипломат возразил: "Мы все вместе водили ручкой. Наши и американские эксперты фактически работали как одна команда".
Решение о характере мер, которые будут приняты к Сирии в случае несоблюдения договоренности, пока не принято. Вашингтон заявляет, что военный удар все еще остается возможным вариантом, пишет Reuters.
Некий европейский дипломат сказал, что Вашингтон может пострадать из-за своих частых метаний в дипломатии.
Со своей стороны, когда Керри попросили прокомментировать его фразу, что Асад никогда не согласится выдать химоружие, госсекретарь сказал: "Я действительно сказал, что это невозможно и он этого не сделает, хотя я надеялся, что это будет возможно, и хотел, чтобы он это сделал. Язык дипломатии иногда требует, чтобы мы что-то тестировали, вот мы и протестировали".
Хочется верить, что американо-российское соглашение по Сирии и вправду является "шагом вперед", о котором столько твердят, "но каковы его плоды сегодня!" - восклицает писатель и философ Бернар-Анри Леви на сайте La Règle du Jeu.
"Я имею в виду Башара Асада, который, словно по заклинанию, превратился из военного преступника в незаменимого, если не сказать удобного, собеседника", - пишет автор статьи.
"Я говорю о Путине, который проявил чудеса изобретательности, заставив мимоходом забыть о его собственных преступлениях в Грузии, Чечне, России, чтобы красоваться в роли миротворца с тем же апломбом, с каким этим летом и не только он строил из себя атлетичного супермена, сражающего китов, тигров и гигантских щук", - возмущается философ.
"Я говорю об Америке, с готовностью слабеющей, которую Путин только что позволил себе унизить у нее же дома уроком демократической морали в виде колонки в The New York Times. Я говорю о Северной Корее и Иране, у которых теперь есть все основания полагать, что слово Запада, его предостережения, его обещания союзникам не стоят ломаного гроша", - продолжает перечислять автор негативные эффекты соглашения Керри-Лаврова.
"История изобретательнее человека, - указывает Леви. - Предположим, что Асад, опьяненный невероятной отсрочкой, устроит очередную "лишнюю бойню", или что трагический счет установит новый рекорд (150 тыс. погибших? 200?) и это внезапно покажется общественному мнению, ведающему ныне вопросами войны и мира, невыносимым, или что инспекции примут неожиданный оборот. В таком случае мы вспомним знаменитые и скорбные слова: "Вы хотели мира ценой позора - получите и позор, и войну", - заключает Леви, приводя высказывание Уинстона Черчилля по поводу Мюнхенских соглашений.
"Химическое оружие Асада может оказаться в России", - сообщает Foreign Policy.
Ракеты с нервно-паралитическим газом были маркированы буквами кириллического алфавита. Их запустили при помощи ракетоносителя, изготовленного для сирийской армии, с территории, подконтрольной силам Башара Асада, пишет шеф-редактор раздела национальной безопасности Center for Public Integrity Джеффри Смит, "однако чиновники в Вашингтоне и союзных столицах не стали обвинять русских на основе этих выводов, потому что на данный момент они просят Россию о большой услуге - уничтожить сирийские химреагенты на ее территории".
Россия - фактически единственное государство, которое способно вывезти огромный сирийский арсенал химоружия и уничтожить его, в особенности с учетом амбициозно-коротких сроков, предложенных в российско-американском соглашении, - к середине 2014 года. Сирийский арсенал, по некоторым оценкам, составляет от 1000 до 1300 тонн смертоносного зарина, горчичного газа и нервно-паралитического газа VX, говорится в статье.
США, Британия и Франция имеют в виду завод по уничтожению химического оружия в городе Щучье, где с 2009 года уничтожаются российские запасы зарина и VX. "Завод построили за десять лет, и на него ушел миллиард долларов, предоставленный США, а также дополнительные средства из Канады, Чехии, ЕС, Италии, Норвегии, Швейцарии, Великобритании, а также из российского бюджета", - уточняет корреспондент.
"Хотя комментаторы пишут, что Россия сейчас пожинает плоды Женевского соглашения в области политического пиара, новый доклад ООН ставит в неловкое положение страну, утверждавшую, что, по всей видимости, за августовской химической атакой стоят повстанцы", - говорится в статье. Прояснив, что зарин в жидком состоянии был распылен с воздуха, доклад фактически исключил возможность того, что повстанцы захватили и взорвали боеприпасы на земле.
Когда российский постпред при ООН Виталий Чуркин стал настоятельно просить о возможности задать вопросы главному автору доклада, Оке Селлстрем сообщил ему еще более неприятные новости, передает автор: "как показали исследования, зарин был гораздо более высокого качества, чем тот, который когда-либо производился при Саддаме Хусейне", - обстоятельство, которое, по словам западных чиновников, исключает его скрытое производство сирийскими повстанцами. Чуркин попросил дополнительное время для ознакомления с докладом, говорится в статье.
"Не забывайте о сирийском биологическом оружии", - призывают со страниц Le Monde эксперт по биологическому оружию Джилл Беллами ван Аалст и сотрудник исследовательского института The Henry Jackson Society Оливье Гитта. План ликвидации самых больших запасов химоружия на Ближнем Востоке вызывает у специалистов множество вопросов, но, даже если все препятствия удастся преодолеть, в распоряжении Асада останется арсенал биологического оружия, в том числе опаснейший вирус оспы, сообщают авторы.
Существуют такие ядовитые микроорганизмы, вирусы и токсины, а также средства их доставки, при которых не работает аргумент, согласно которому Асад сам подвергнется опасности, если применит биологическое оружие, подчеркивают эксперты.
Химическое оружие можно количественно оценить, и установить контроль над запасами ОВ гораздо проще, чем обнаружить биологические исследования, которые ведутся на военных и гражданских объектах, в сирийских ветеринарных клиниках, в фармацевтической и сельскохозяйственной промышленности и в государственных медицинских учреждениях, указывают Аалт и Гитта. В отличие от ОВ, многие боевые биологические агенты являются заразными, легко переносятся, имеют инкубационный период и подвергаются генетическим модификациям для обхода существующих медицинских контрмер.
С учетом воздушного транспорта критическим является не площадь поражения, а скорость распространения эпидемии. "Мы можем очень быстро получить международную санитарную катастрофу", - предупреждают эксперты, делая вывод: "В свете надвигающихся событий арсенал биологического оружия Асада представляет гораздо большую угрозу, нежели его запасы химоружия".
Также по теме:
Бывший замдиректора ЦРУ: Асад ни за что не откажется от своего нервно-паралитического газа (Foreign Policy)
Соглашение с Россией по Сирии: почему американцам оно нравится, но не вызывает доверия (The Christian Science Monitor)