"Во вторник Суд США по делам о надзоре за иностранными разведками предоставил пространное публичное объяснение, зачем он разрешил правительству вести запись телефонных звонков всех американцев, обнародовав прежде засекреченное заключение, в котором говорится, что программа основана на конституции и не нарушает прав американцев на личную тайну", - пишет The New York Times.
В 29-страничном заключении судья Клэр Иган заявляет, что программа по сбору информации законна и любое решение о том, продлевать ли ее действие, является вопросом политическим, а не юридическим, передает корреспондент.
"На данный момент ни один из держателей записей, получивший распоряжение предоставить телефонные метаданные правительству, не оспаривал законность подобного распоряжения", - цитирует судью издание.
"В то время как другие судьи регулярно переутверждали программу через каждые 90 дней, только вкратце повторяя юридическую экспертизу суда, согласно официальному лицу, ознакомленному с еще засекреченными решениями, судья Иган написала более длинный меморандум, очевидно, чтобы ознакомить с ним общественность", - отмечает автор статьи Чарли Сэвидж.
Журналист приводит мнение Джеймса Р.Клэппера, директора Национальной разведки США, похвалившего это заключение, которое "подтверждает, что сбор телефонных метаданных является законным и соответствует конституции".
Однако Джамиль Джаффер, старший юрист Американского союза гражданских свобод, назвал его "совершенно неубедительным", ибо там не упомянуто решение по знаковому делу о личной тайне, принятое Верховным судом в прошлом году.
Автор отмечает, что среди приведенных судьей Иган аргументов было то, что телефонные метаданные - адреса телефонов, время и продолжительность звонков, но не их содержание - не подпадают под Четвертую поправку, касающуюся прав на личную тайну, поскольку не подразумевается прослушивание самих переговоров.
"Органы безопасности использует эту базу данных для "оценки каналов связи", проверяя, кто мог находиться в прямом или косвенном контакте с подозреваемыми в террористической деятельности, чтобы обнаружить их тайные ячейки. Согласно правилам, установленным судом, органы могут делать запрос о телефонных звонках, только если имеется "обоснованное, четко сформулированное подозрение", что данный номер телефона имеет отношение к террористам", - поясняет автор статьи.