Однажды российский политолог Сергей Марков попытался за чашкой чая объяснить мне состояние российского государства: ?Если взглянуть на него издалека, то российское государство подобно большому мускулистому Атласу. Но если Вы подойдете ближе, то Вы увидите, что на самом деле Атлас мертв. Внутри он полон червей, пожирающих его тело. Иногда его рука или нога слегка двигается, но это не потому, что он жив, а потому, что черви, передвигаясь внутри, шевелят его руку или ногу. Это очень тягостное и неприятное состояние?.
Вероятно, г-н Марков преувеличивает, однако его описание не так уж далеко от истины. Самая важная история современной России - это то, что произошло с российским государством. Оно было приватизировано и, подобно всему остальному, наиболее непривлекательным образом.
На всех уровнях власти министры, руководители департаментов и местные начальники стали объединяться с бизнесменами, местными олигархами и криминальными элементами, создавая своего рода модель российского федерализма в 21-ом веке. Я бы назвал ее ?ВизЦаризм?. Недавно одна газета представила схему связи, существующую между заместителями министра энергетики и нефтяными компаниями, в которых каждый из них работает, несмотря на то, что занимает государственный пост.
КГБ, спецслужбы и милиция попытались оградить бизнес от преступников. Только вместо того, чтобы сажать их в тюрьму, правоохранительные органы стали предоставлять бизнесу собственную защиту от преступного мира. Теперь ваш банк должен платить КГБ за то, что русские называют ?крышей?, а соседний банк за ту же самую услугу может платить МВД.
?Однажды позвонил мой одноклассник и сказал, что он сменил ?крышу? и перешел из-под покровительства мафии под покровительство спецслужб. Они очень вежливы и берут за свои услуги меньше, чем мафия? - рассказывает г-н Марков. ?Если Вы работаете в правительстве и не берете взяток, люди не считают Вас честным, они считают Вас глупым. Это значит, что мы переживаем серьезный моральный кризис. Люди не понимают, что хорошо, а что плохо?, - говорит он.
Данное обстоятельство обуславливает и существование перманентного экономического кризиса. Приватизированное российское государство не может функционировать как нормальное государство: выступать в роли судьи, защищать частную собственность и гарантировать соблюдение договоров. Без нормального государства Россия никогда не получит иностранных инвестиций, которые ей так необходимы для экономического роста. А без иностранных инвестиций все российские города, в которых в настоящее время работает по одному заводу, никогда не смогут превратиться в города с десятью предприятиями. Без этого государство будет вынуждено продолжать свою политику субсидирования одной фабрики в городе, даже если она абсолютно нерентабельна. Если государство поддерживает убыточные предприятия, то оно никогда не сможет привести в порядок свой бюджет, а эффективные предприятия не смогут получить рынок сбыта для своей продукции и стать конкурентоспособными в глобальном масштабе. Если преуспевающие компании не смогут развиваться, российская экономика будет продолжать полностью зависеть от мировых цен на нефть, своей основной экспортной статьи.
Глен Уоллер, возглавляющий ассоциацию иностранных нефтяных компаний в России, обращает внимание на то, что новому президенту России Путину, по его словам, больше всего нужны рычаги управления, которыми он мог бы пользоваться с целью добиться соответствующей реакции с противоположной стороны.
Никто не должен быть обманываться: поездка Путина в Англию и ратификация договора СНВ-2 ничего не меняют. Россия - приватизированное государство, по словам Андрея Пионтковского, ?но она верна себе на любом уровне?. ?Это - система бандитского капитализма, от которой нельзя избавиться, сменив в Москве несколько коррумпированных чиновников. Российскую реальность часто бывает сложно уловить, потому что она не описана ни в одном учебнике по экономике?, - говорит он.
Чтобы стабилизировать Россию, Путин должен регенерировать государство. Однако сам он пришел к власти благодаря одному из кланов. Сможет ли он разорвать эту связь? Естественно, россияне хотят этого. Он должен будет начать постепенно, сначала сфокусировав свое внимание на одной отрасли, в которой он хочет восстановить государственный контроль.
Российская демократия стала реальностью, она уже укоренилась, но она никогда не будет процветать без настоящего государства и верховенства закона. И поэтому война, которая действительно необходима России, это не война за контроль над Чечней. Это война за контроль над Россией.