18 апреля 2003 г.

Рекс Далтон | Nature

Древнейший образец ДНК найден в Сибири

Генетические цепочки принадлежали травам, осоке и кустарнику, возраст которых, по оценкам, 300-400 тыс. лет. Предыдущей древнейшей подлинной растительной ДНК было около 20 тыс. лет, самому старому генетическому материалу животного происхождения ? около 50 тыс.

Цепочки ДНК из подобных образцов почвы открывают окно в древние экологические ниши, считает Эрик Виллерсли, специалист по молекулярной биологии из университета Копенгагена, который руководил исследованием. "Мы показали, что не обязательно иметь крупные окаменелости, чтобы получить генетическую информацию об экосистемах прошлого", - говорит он.

С ним согласен Хендрик Пойнар, специалист по молекулярной эволюции из лейпцигского Института эволюционной антропологии Макса Планка. "Теперь можно вернуться к образцам, которые десятилетиями хранились в музеях, и проверить их на наличие растений и животных", - говорит он.

Хотя есть свидетельства о растениях и животных, которые существовали сотни миллионов лет назад, ДНК таких видов не идентифицировали, поскольку цепочка деградирует. Но ученые продолжают искать возможные хранилища ДНК, где она не полностью разрушена.

Группа Виллерсли выбрала район в северо-восточной Сибири, где в грунтовых отложениях находили окаменелости животных, в том числе одного вида леммингов, о котором известно, что его представители жили в определенный доисторический период. Ученые бурили почву на глубину от 2 до 30 м между реками Колыма и Лена.

Тогда они искали знакомые фрагменты ДНК растительного хлоропласта. Хлоропласт - это компонент растительной клетки, генерирующий энергию, он содержит собственный генетический материал, отличный от содержащегося в пыльце.

Древнюю пыльцу часто находят в образцах отложений. Но ветер мог унести пыльцу на большое расстояние. Сосредоточив внимание на хлоропластах, ученые установили, какие растения действительно росли на этом участке. Они обнаружили признаки колоний трав, осоки и кустарников, которые произрастали здесь в древности.

Ученые также наткнулись на фрагменты ДНК животного происхождения. Образцы показали, что мамонты, бизоны и лошади жили в этом регионе во время последнего ледникового периода, пик которого приходится на период примерно 18 тыс. лет назад.

Теперь исследователи намереваются повторить эксперименты в других зонах вечной мерзлоты и в пещерах. Затем они переберутся в более теплые места, чтобы узнать, выжила ли ДНК там.