По словам одного из высокопоставленных американских чиновников от энергетики, "Газпром" собирается скупать европейские предприятия, словно игрок в настольную "Монополию", который набрасывается на важнейшую собственность.
Жесткая критика в отношении российского гиганта демонстрирует растущее беспокойство в Вашингтоне по поводу российской коммерческой экспансии на европейский энергетический рынок и по поводу медленных успехов Европы в диверсификации поставок.
В интервью The Independent Мэтью Бриза, заместитель помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии, призвал начать "абсолютно новую главу" в отношениях с богатой энергоносителями Туркменией после смерти авторитарного президента страны Сапармурата Ниязова.
В ходе визита в Брюссель Бриза выразил беспокойство по поводу того, что "Газпром" сосредотачивает усилия на покупке европейской газовой инфраструктуры вместо того, чтобы делать жизненно необходимые вложения в безопасность своих поставок.
"В силу закона "Газпром" является монополией, - объясняет Бриза. - А монополии стремятся скупить максимальное количество инфраструктуры. Американские дети играют в игру под названием "Монополия" - возможно, ее знают и в Европе. Как в ней выиграть? Вы покупаете столько собственности, сколько можете. Так и побеждают. Монополии не способствуют экономической эффективности, по сути они подрывают экономическую эффективность".
По словам Бризы, "сейчас важнее всего, чтобы "Газпром" в долгосрочной перспективе продемонстрировал свою надежность в качестве поставщика, сделав крупные инвестиции в производство внутри страны и трубопроводы". Он признал, что европейские правительства не могут запрещать инвестиции со стороны фирм на том основании, что те принадлежат российским владельцам. Однако он прогнозирует, что в конце концов антимонопольные органы ограничат деятельность "Газпрома".
Бриза заявил: "В какой-то момент европейское конкурентное право вмешается и поднимет вопрос о том, практикуются ли какие-то неконкурентные методы". Кроме того, он призвал развивать контакты с Туркменией: "Правительства могут обратиться к правительству Туркмении. Мы лишь пытаемся наладить новые отношения с Туркменией. Мы считаем, что есть шанс начать абсолютно новую главу в наших отношениях с Туркменией".
"Мои коллеги, побывавшие в этой стране после смерти президента Ниязова, были приятно удивлены тем, насколько новый президент проявляет желание пойти на контакты с Западом".
Тем не менее, серьезным препятствие остается контроль России над поставками из Центральной Азии. Европейская комиссия до сих пор не смогла добиться от Кремля открытия им своих газовых и нефтяных трубопроводных систем для конкурентов. Бриза указал на тот факт, что Россия закупает газ в Центральной Азии по 100 долларов за тысячу кубометров и продает его европейским фирмам по цене, доходящей до 300 долларов.
Упомянул он и о расхождениях в Евросоюзе насчет того, как действовать в отношениях с Россией в сфере энергетической политики. Бриза заявил: "Пока в Европе нет единства в вопросах энергетической политики или диверсификации газовых поставок. Идея была озвучена, однако она не переросла в единую политику. Мне кажется, что, как и многие вещи в мире и в данном (Европейском) союзе, это потребует некоторого времени".