"Путин берет верх в пропагандистской войне", - полагает обозреватель Financial Times Филип Стивенс. Он не удивляется популярности Путина в России ("государство держит российскую прессу в ежовых рукавицах"), но поражается, что российская пропаганда влияет на мнения в других странах. "Реакция многих граждан, особенно в Европе, лежит между двумя полюсами - от безразличия до ощущения, что Путин, возможно, в чем-то прав", - говорится в статье.
На взгляд автора, Кремль полагает: "если повторять ложь достаточно часто и достаточно убедительно, некоторым почудится, что это правда".
В демократических странах со свободной прессой такой откровенный обман невозможен, считает автор. "В любом случае, четкость альтернативной версии Запада смазывается из-за разногласий между правительствами - между США и Европой, а также внутри ЕС", - поясняет он. По его мнению, премьер Венгрии Орбан "скорее восхищается авторитарным национализмом Путина".
Есть также позиция, что захваты территорий не должны быть помехой бизнесу (по словам автора, ее декларирует глава немецкой Siemens).
"Курс Италии в отношении России часто, казалось, диктовался итальянской энергетической компанией Eni", - пишет автор, добавляя, что при правительстве Ренци мало что изменилось. Французские компании беспокоятся о выгодных контрактах, а британская BP - о дивидендах. "Лондонские финансовые институты отмывают российские рубли, пиар-агентства готовы шлифовать имидж Путина", - пишет автор.
По мнению Стивенса, еще бесстыднее Москву поддерживают европейские "партии ксенофобских правых". Автор упоминает о "неонацистских "Йоббик" в Венгрии и "Золотой заре" в Греции", лидерах британской "Партии независимости" и французского "Национального фронта".
Еще одна категория - сторонники "реализма" в политике, которые считают, что Запад должен фокусироваться на своих узких интересах, а Россия имеет право сюзерена в бывших "провинциях СССР", по выражению автора.
Реалисты, по крайней мере, могут претендовать на ясность и убежденность. "Этого не скажешь об апологетах из числа левых либералов, которые, похоже, совершенно равнодушны к внутренним репрессиям и внешней агрессии Путина", - пишет автор. Они ссылаются на вторжения в Ирак и Афганистан, ложно приравнивая Россию к США в моральном отношении. На взгляд Стивенса, логика извращенная: если авантюры США плохи, почему российским войскам можно топтать Украину? "Или либеральный постмодернизм переселился в извращенный мир, где все антиамериканское справедливо?"
Но заканчивает автор оптимистично: "Демократическое многообразие Запада - его сильная сторона. В западных городах полно русских. Апологетам Путина и в голову не придет переселиться в Москву". Но европейцам нужно заново научиться отстаивать свои ценности.