"Ответьте, только честно: стали бы вы продлевать договор, если бы увидели, что ни одно из его условий до сих пор не выполнено? Едва ли", - пишет обозреватель Tageszeitung Бернхард Клазен. "Встает вопрос, а стоит ли заключенное в феврале Минское соглашение о прекращении огня бумаги, на которой он был написан".
Автор считает необходимым заключать новое соглашение о прекращении огня на Восточной Украине: "Причем оно должно быть намного скромнее предыдущего и учитывать невозможность в настоящий момент выбирать между войной и миром - выбор есть исключительно между холодной и горячей войной". Это значит, что конфликт на Донбассе необходимо превращать в "замороженный", тем паче такие примеры на постсоветском пространстве есть.
Так, разгоревшийся более 20 лет назад в Закавказье конфликт за Нагорный Карабах между Арменией и Азербайджаном унес более чем 30 тыс. жизней, говорится в статье. В итоге 5 мая 1994 года армянская и азербайджанская стороны договорились в киргизском Бишкеке о прекращении огня, а спустя несколько недель ОБСЕ создала на конференции в Минске так называемую "Минскую группу", которая наблюдала за выполнением перемирия и должна была стать платформой для переговоров по урегулированию Карабахского конфликта.
Этой группе от ОБСЕ удалось сохранить хрупкое перемирие более двух десятилетий. В перестрелках, бывает, гибнут солдаты, но с 1994 года войны между Арменией и Азербайджаном нет. "Прекращение огня в этом конфликте стало возможным только потому, что при подписании протокола стороны отказались от пакетных решений", - отмечает журналист.
Пакетные решения, как объясняет автор, несут в себе опасность того, что "в случае невыполнения некоторых пунктов соглашения дискредитируется весь пакет". Кроме того, "дьявол кроется в деталях и стороны не могут договориться о том, какой именно пункт соглашения стоит выполнять в первую очередь". В результате последовательность "если - то" может сделать невозможной выполнение всего соглашения.
"Конечно, может разочаровывать достижение соглашения "только" о прекращении огня, тогда как все остальные проблемы, вроде обмена военнопленными, осуждения военных преступлений, проведения выборов и определения статусов, пока останутся нерешенными, - пишет Клазен. - Но время подлечит раны, и разрешить все эти вопросы после нескольких лет режима прекращения огня будет намного проще, чем сразу после кровавой бойни".