Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 декабря 2000 г.

Катрин Белтон, Пол Старобин | Business Week

Битва за российского электроэнергетического гиганта

С одной стороны - прежний поборник российских реформ, сорокапятилетний Анатолий Чубайс. С другой - борец за права акционеров, сорокадвухлетний Борис Федоров. Оба курировали экономику в Кремле при Борисе Ельцине. Теперь они сцепились друг с другом из-за реструктуризации одной из крупнейших российских компаний, национальной электроэнергетической монополии "Единая энергетическая система", имеющей наибольшее количество акционеров из всех предприятий страны. 14 декабря российское правительство будет обсуждать спорный план Чубайса, собирающегося разделить эту компанию, 53% акций которой принадлежат государству, на части. Федоров, представляющий интересы мелких акционеров, обещал блокировать план раздела до тех пор, пока Чубайс не гарантирует, что в ходе реструктуризации не пострадают интересы акционеров.

Бой идет не только за киловатты, и даже не за интересы отдельных личностей. На кону активы, потенциальная цена которых составляет десятки миллиардов долларов. В зависимости от того, каким образом правительство решит реструктурировать "ЕЭС", можно будет сделать вывод о том, насколько серьезно будут относиться к правам акционеров в России Владимира Путина. "То, как будет решен данный вопрос, покажет, насколько уверенно могут себя чувствовать инвесторы на этом рынке, - отметил Уилльям Браудер, директор московского венчурного фонда Hermitage Capital Management, владеющего пакетом акций "ЕЭС". "Если будут проигнорированы интересы тех, кто еще здесь задерживается, - предостерег он, - вряд ли это окажет положительное влияние на развитие ситуации".

Напуганные инвесторы

Кроме того, раздел "ЕЭС" и отказ от государственного регулирования на рынке электричества - непременные условия для того, чтобы сделать этот сектор привлекательным для долгосрочных инвесторов, которые могли бы обеспечить стареющую российскую электроэнергетическую инфраструктуру средствами на реструктуризацию, в которой она остро нуждается. "ЕЭС" могла бы стать самым лакомым кусочком для иностранных инвесторов, основным рычагом экономического роста в России. Но инвесторы разбежались, напуганные огромными убытками, которые несет компания - отчасти из-за низких тарифов, установленных правительством. "ЕЭС" также сталкивается с проблемами, пытаясь заставить промышленные предприятия, многие из которых находятся на грани банкротства, оплатить счета. Ожидается, что в этом году, при выручке в $7 млрд, убытки составят $1 млрд. Из-за этих опасений цена акции "ЕЭС" снизилась с 21 цента (мартовский показатель) до 8 центов.

Все соглашаются с тем, что российская электроэнергетика нуждается в капитальном ремонте. Вопрос состоит лишь в том, как именно должен Чубайс его проводить. Он хочет объединить сотни местных электростанций в 10-15 региональных генерирующих компаний, которые будут конкурировать. "ЕЭС" оставит себе национальную распределительную сеть и постепенно распродаст акции новых энергетических предприятий.

Именно по этому вопросу и начинаются разногласия. Федоров, один из членов совета директоров "ЕЭС", хочет, чтобы акционеры имели право вмешиваться в процесс распродажи. Он говорит, что только этим можно гарантировать, что активы не будут проданы инсайдерам, а доли акционеров размыты или уменьшены. Федоров хочет, чтобы было принято жесткое условие - для того, чтобы продать более 4% компании, руководство должно получить одобрение двух третей совета директоров "ЕЭС", т.е. 10 человек.

Возможно, в США это прозвучало бы как вполне разумное условие, но в России оно воспринимается, как радикальное требование, и Чубайс не соглашается его удовлетворять. Согласно его плану, продажа акций региональных компаний должна получать одобрение только в советах директоров местных компаний, а не "ЕЭС". Причина: это не противоречит российским законам. "Очевидно, что чем выше степень прозрачности, чем больше поддержки со стороны совета директоров, тем больше у нас шансов на успех, - сказал Чубайс в интервью BUSINESS WEEK. - Но продажа акций [дочерних предприятий] не входит в сферу ответственности совета директоров "ЕЭС". Это не обсуждается".

Однако эта позиция выводит из себя таких активистов, как Федоров. "Чубайс игнорирует права акционеров. Это очень плохо для России - то что реформатор начинает вести себя, как олигарх", - утверждает он. Кроме того, мелкие акционеры выражают озабоченность пилотным проектом реструктуризации, реализация которого уже начата: руководство "ЕЭС" консолидирует три региональные генерирующие станции в одну корпорацию. Причем совет директоров компании не имеет права голоса в вопросе о выборе команды менеджеров, которая будет руководить этой новой корпорацией, и ее возглавит барон местных газового и банковского сектора Владимир Аветисян.

Мелких акционеров тревожит то, что Аветисян будет использовать корпорацию для того, чтобы по себестоимости отпускать электричество своим собственным газовым предприятиям, снижая тем самым ценность акции "ЕЭС". Аветисян учредил свой собственный банк, "Газбанк", который обслуживает один из счетов региональной компании, что хотя и не противоречит законодательству, тем не менее вызывает сомнения у акционеров. Аветисян утверждает, что не собирается злоупотреблять электроэнергетической компанией. "Моя задача - действовать в интересах акционеров", - заявил он.

Тем временем, жалобы акционеров "ЕЭС" привлекли внимание Игоря Костикова, главы российской Комиссии по рынку ценных бумаг, назначенного на эту должность Путиным. Костиков занимается разработкой нового кодекса корпоративного управления. "Если речь идет о переводе больших объемов активов, совет директоров, как орган, представляющий в компании интересы акционеров, должен иметь право утверждать продажи", - считает он.

Так почему же Чубайс не уступает? В конце концов, именно он в начале 90-х был главным апологетом принципов свободного рынка. Одно из предположений состоит в том, что в середине 90-х он отказался от своих убеждений, став, по сути, манипулятором политического влияния в правительстве Ельцина и позволив таким магнатам, как Борис Березовский, скупить государственные активы в обмен на поддержку Ельцина. Федоров подозревает, что Чубайс хочет по дешевке раздать акции "ЕЭС" инсайдерам, которые смогут присвоить себе прибыли после того, как цена акции "ЕЭС" вырастет. Другие акционеры утверждают, что "ЕЭС" уже использует свои средства для поддержки Союза правых сил, политической партии, учрежденной в прошлом году. Одним из ее создателей является Чубайс. Эти утверждения подтверждаются тем, что недавно "ЕЭС" за $33 млн. купила московскую телевизионную станцию "Рен-ТВ", которая в руках Чубайса и его партии может стать полезным пропагандистским инструментом.

"Благородная цель"

Чубайс, однако, готов согласиться лишь с тем, что с помощью "Рен-ТВ" можно рассказывать людям о его плане реструктуризации "ЕЭС". Он утверждает, что не использует "ЕЭС" для накопления своего политического капитала и не собирается по дешевке распродавать активы инсайдерам. На самом деле он убежден, что его цель благородна - он хочет избавить Россию от рудиментов советского стиля управления. "Прекращение регулирования - историческая задача нации", - заявил он. Более того, Чубайс утверждает, что его план отказа от государственного регулирования российской электроэнергетики - "единственный способ привлечь инвестиции, что крайне необходимо сделать до того, как истощатся производственные мощности". По словам Чубайса, в течение ближайших пяти лет необходимо получить, по крайней мере, $50 млрд. на реконструкцию отрасли.

Инвесторы с тревогой будут ждать 14 декабря, когда Путин и его правительство планируют обсуждение российской политики в области электроэнергетики. Если Путин не встанет на сторону Федорова в вопросе о необходимости получения одобрения совета директоров "ЕЭС" для продажи активов, борец за права акционеров грозится возбудить в отношении "ЕЭС" дело в западных судах, после чего пресса может сильно испортить репутацию Чубайса. "Россия должна считаться страной, которая действует в интересах мелких акционеров", - заявил Федоров. Теперь слово за Путиным.

Противостояние Чубайса и Федорова

Бывший царь приватизации Анатолий Чубайс столкнулся с борцом за права акционеров, бывшим министром финансов Борисом Федоровым в вопросе о реструктуризации электроэнергетическрй монополии "Единая энергетическая система" ("ЕЭС").

Позиция Чубайса:

Задача: Отказаться от государственного регулирования монополии "ЕЭС", созданной в советские времена, чтобы привлечь стратегических международных инвесторов, которые могли бы предоставить средства на реконструкцию электростанций, линий электропередачи и прочего оборудования, которую необходимо провести в самое ближайшее время.

План: Объединить местные электростанции в 10-15 региональных генерирующих компаний. Постепенно продать акции региональных компаний стратегическим инвесторам.

Комментарии: "В любом случае какие-то акционеры будут недовольны... Они могут продать свои акции".

Позиция Федорова:

Цель: получить контроль над процессом реструктуризации "ЕЭС" на правах представителя мелких акционеров, которые опасаются, что Чубайс по бросовым ценам распродаст активы своим друзьям.

План: Федоров хочет изменить корпоративный устав "ЕЭС" так, чтобы совет директоров получил право одобрять или запрещать продажу активов, объем которых превышает 4% общей стоимости компании.

Комментарии: "Чубайс хочет стать олигархом. Он хочет продать части нашей компании своим друзьям, а правительству все равно".

Источник: Business Week


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru