Отряды сил специального назначения США в ходе выполнения разведывательных миссий входят в противоречия с ЦРУ и действуют в странах, которые являются верными союзниками США. Это увеличило стремление ЦРУ и Пентагона ужесточить правила для военных подразделений, занимающихся агентурной деятельностью, сообщают высокопоставленные представители разведки и армии США.
Шпионские миссии осуществляются в рамках секретной программы, которая, по словам сотрудников, предусматривает выявление террористических сетей, а также захват или уничтожение вражеских агентов в таких регионах, как Африканский Рог, где слабые правительства не способны ответить на возрастающую угрозу.
Однако данная инициатива привела к ряду неприятных для Соединенных Штатов инцидентов, включая перестрелку в Парагвае и раскрытие крайне важной операции в Восточной Африке, сообщают действующие и отставные сотрудники. Кроме того, до сих пор их усилия не привели к захвату ни одного заметного подозреваемого в терроризме.
Ряд представителей разведки жалуются, что группы специального назначения иногда начинают действовать, не информируя о своих миссиях ЦРУ, дублируя или даже ставя под угрозу текущие операции. Ставится вопрос о развертывании армейских подразделений в дружественных государствах - включая европейские - в то время как военных крайне не хватает в зонах боевых действий.
Данная программа была одобрена министром обороны Дональдом Рамсфельдом после терактов 11 сентября. Как ожидается, ее внимательно изучит его преемник Роберт Гейтс, вступающий сегодня в должность. Он критически относится к расширению армейских операций.
Высокопоставленные представители ЦРУ и Пентагона выступили в защиту этой программы и заявили, что они постараются убедить Гейтса поддержать ее. Тем не менее они признают, что для Соединенных Штатов рискованно все большей опираться на военнослужащих сил специального назначения и другие армейские подразделения в том, что касается разведдеятельности.
"Мы ведем войну, и, конечно, нам нужна любая помощь, какую только можно получить, - говорит генерал-майор морской пехоты Майкл Эннис, который с февраля занимает высокий пост в ЦРУ и отвечает за координацию гражданских операций с армейскими. - Но в то же время нужно проявлять крайнюю осторожность, если мы не хотим испортить существующие отношения с другими правительствами, с другими разведслужбам или сделать что-то, что повредит Соединенным Штатам".
Эннис признает "вопиющие ошибки", допущенные в программе, однако говорит, что сотрудничество между ЦРУ и военными возросло.
"То, что мы видим сейчас, - это преимущественно проблемы координации действий, - сказал Эннис в интервью The Times. - В действительности их становится все меньше".
Подчеркивается осторожность, с которой нужно использовать элитные армейские силы для шпионских миссий, которые традиционно относились к ведению ЦРУ.
После 11 сентября администрация Буша расширила полномочия Командования по проведению специальных операций, которое руководит действиями армейских "зеленых беретов", спецназа ВМС и других элитных подразделений в борьбе против терроризма. В то же время Рамсфельд, плохо знавший работу ЦРУ, значительно расширил участие военных в сборе разведданных с целью уменьшить зависимость Пентагона от ЦРУ.
По словам официальных лиц, в результате в американские посольства в качестве агентов разведки стали тайно направлять небольшие отряды специального назначения, так называемые группы военной связи. По словам сотрудников, связанных с программой, представители групп проходят специальную разведывательную подготовку в Форт-Брэгге и на других базах.
Военнослужащие обычно работают в гражданском и действуют во многом аналогично резидентам ЦРУ, набирая информаторов в составе правительственных или исламских организаций. Одна из их задач, по словам властей, состоит в сборе информации, которая может быть использована в тайных операциях по захвату или уничтожению подозреваемых в терроризме.
Генерал Эннис говорит, что уровень подобных миссии по сравнению с миссиями ЦРУ весьма низок. "Оперативники военной связи могут приходить и уходить, - объясняет он, - а агенты ЦРУ работают в стране длительное время".
В письменном ответе на вопросы The Times пресс-секретарь Командования по проведению специальных операций (город Тампа, Флорида), сказал, что оперативники военной связи - это "отдельные сотрудники или небольшие группы, направляемые в поддержку местным военным командирам в определенных странах, всегда с согласия и при поддержке посла США и представительской группы".
Однако критики указывают на ряд инцидентов, произошедших в последние годы, которые создали Соединенным Штатам дипломатические проблемы.
В 2004 году оперативники группы военной связи, действовавшие в Парагвае, застрелили вооруженного человека при попытке ограбления на выходе из бара, рассказывает бывший офицер разведки, знакомый с происшествием. Власти США удалили сотрудников группы из страны.
В другом случае оперативники отряда были арестованы в Восточной Африке, когда местным властям стало известно об их шпионской деятельности.
"Это была компрометирующая разведывательная деятельность", - говорит бывший высокопоставленный сотрудник ЦРУ, информированный по этому делу. По словам властей, члены подразделения "были обнаружены местными, и мы вывезли их". Источник отказался сказать, в какой стране это произошло или рассказать иные подробности.
Он сообщил, что это лишь один пример раскрытой операции, однако проблемы с координацией имеют место довольно часто.
"Они действуют слишком свободно", - говорит бывший сотрудник ЦРУ об армейских отрядах. По его словам, нередко местные представители ЦРУ узнают об операциях военной разведки только после их завершения. Многие из этих операций мешают деятельности ЦРУ или разведслужб других стран.
Подобные проблемы "действительно существуют и обходятся достаточно дорого", говорит Джон Бреннан, бывший глава Национального центра по борьбе с терроризмом. "Они могут стоит людям жизни, могут привести к срыву важной программы и навредить внешнеполитическим интересам".
Бреннан отказался давать комментарии по конкретным случаям.
Возникали вопросы и о странах, куда отправлялись данные группы. Хотя они создавались для увеличения присутствия США в горячих точках планеты, эти подразделения проводили операции в дружественных станах Европы и Юго-Восточной Азии, где оправдать их присутствие гораздо сложнее, сообщают власти.
Как минимум один раз группа выслеживала исламского боевика в Европе. "Они пытались получить определенную информацию об определенном человеке", - рассказывает бывший высокопоставленный сотрудник разведки США, пожелавший остаться неназванным. Он отказался указать страну, однако сообщил, что это была страна НАТО и что ее правительство не знало о миссии.
Критики говорят, что подобные операции грозят спровоцировать недовольство союзников США, также вызывают сомнения их возможные последствия. В ряде стран, где действуют группы военной связи, "нет вообще никаких шансов: мы решаем туда отправить кого-нибудь, чтобы в одностороннем порядке кого-нибудь выкрасть", рассказывает знакомый с программой сотрудник.
В настоящее время, когда армия испытывает крайнее напряжение сил, власти задаются вопросом об оправданности использования сил специального назначения для шпионажа. Они обращают внимание, что программа по использованию групп военной связи не достигла значительных успехов в раскрытии заговоров или захвате подозреваемых в терроризме.
"Эти люди - высокопрофессиональный, малочисленный ресурс правительства США, - говорит один из сотрудников. - Почему они там, а не в Пакистане или Афганистане?"
Гейтс, бывший глава ЦРУ, который будет возглавлять Пентагон, выразил сомнение по поводу вторжения военных в деятельность ЦРУ. В этом году в одной из публикаций Гейтс заявил, что "немалое число ветеранов ЦРУ, и я в их числе, недовольны господством министерства обороны в сфере разведки и падением роли ЦРУ".
Реагируя на подобные конфликты, администрация Буша ранее объявила, что директор ЦРУ возглавляет все гражданские разведывательные операции за границей, а начальники резидентур координируют действия в отдельных странах.
Эннис, чья должность была введена в ЦРУ в прошлом году, говорит, что агентство и Пентагон разрабатывают более строгую систему контроля за проведением разведывательных операций.
"Как пилот с контрольным списком", так и глава резидентуры ЦРУ должен будет проверить все аспекты предложенной операции военной разведки, прежде чем разрешить ее осуществление, говорит Эннис. Глава резидентуры, продолжает он, "оценит риск с точки зрения возможного ущерба правительству. Достаточен ли уровень подготовки (исполнителей) для осуществления заявленных планов, и не делает ли это уже кто-то другой?"
Полковник Сэмуэль Тейлор, пресс-атташе Командования по проведению специальных операций, опроверг слова о проблемах в координации действий с другими службами. По его словам, "у нас превосходное, эффективное и продуктивное сотрудничество с ЦРУ".