Прошло уже более шести лет с тех пор, как Александр Литвиненко умер медленной и мучительной смертью, олицетворявшей тот теневой мир, в котором он маневрировал, пытаясь бороться с Кремлем, пишет корреспондент The New York Times Алан Коуэлл.
"Но после разоблачений на предварительном слушании на прошлой неделе, кажется, возник более фундаментальный вопрос: приближаемся ли мы в расследовании отравления редким и высокотоксичным полонием-210 к раскрытию тайны?" - задается вопросом автор статьи.
На прошлой неделе выяснились два основополагающих факта. Первый, как кажется, подтверждает настойчивые заявления из лагеря Литвиненко о том, что данные британского правительства, еще не обнародованные в деталях, "дают основания для возбуждения дела в отношении виновности российского государства в смерти Александра Литвиненко", говорится в статье.
Второй состоит в том, что Литвиненко был агентом MI-6 и испанских спецслужб и участвовал в расследовании деятельности русской организованной преступности и ее связей с политическими лидерами в Москве.
"Данные, передававшиеся по американским дипломатическим каналам и опубликованные в 2010 году WikiLeaks, содержали заключения испанского прокурора Хосе Гринда Гонсалеса, подтверждающие убеждение Литвиненко в том, что российские спецслужбы "контролируют организованную преступность в России", - пишет автор публикации.
"Передав этот компромат Испании, Литвиненко, видимо, стал мишенью мафиози, которые могли использовать государственных агентов, чтобы заставить его замолчать", - приводит Алан Коуэлл слова колумниста The Independent Кима Сенгупты.
В свете последних утверждений дело Литвиненко сместилось в гораздо более пугающую плоскость - предполагаемое убийство агента государством, пережиток холодной войны, рассуждает автор.
Открытия предварительного слушания "грозят еще больше охладить отношения между Лондоном и Кремлем", - приводит он мнение, высказанное в редакционной статье The Times.
"Но, кроме геополитики, в этом деле есть еще один побочный сюжет", - продолжает автор. Как раз в тот момент, когда кампания госпожи Литвиненко по раскрытию убийства ее мужа приблизилась к кульминации, она оказалась без денег для оплаты адвокатов.
Ранее долговременным спонсором супругов был Борис Березовский. Но, с тех пор как олигарх проиграл в лондонском суде дело Роману Абрамовичу и потерял астрономическую сумму денег, его траты резко сократились, поясняет автор статьи.
Издание приводит мнение журналиста и писателя Люка Гардинга: "По иронии, то, что Кремль не смог сделать за десять лет, - остановить антипутинскую деятельность Бориса в Лондоне - было сделано решением английского суда".