Администрация Обамы активно рассматривает идею отдать российского гражданина под суд военной комиссии в США, сообщает The Washington Post, ссылаясь на бывших и действующих американских чиновников. По словам источников, этот человек был схвачен несколько лет назад, когда воевал в рядах "Талибана", и содержится американскими военными в Афганистане, в тюрьме близ авиабазы Баграм, пишут журналисты Адам Голдмен и Карен Деянг.
"Россиянин - ветеран войны, которую СССР вел в Афганистане в 80-х. Он дезертировал и в итоге, после терактов 11 сентября 2001 года, стал воевать с американскими войсками", - говорится в статье. По словам американских чиновников, этому мужчине предположительно лет 55-60. "Его подозревают в нескольких атаках в 2009 году, при которых были убиты или ранены американские военные. В том году он был ранен при нападении на афганский погранпост, а позднее взят в плен", - говорится в статье.
Вот почти все, что известно об этом человеке американцам. Его "боевая кличка" - Ирек Хамидуллан.
Газета комментирует: "Решение перевезти этого человека в США станет первым случаем, когда лицо, арестованное после 11 сентября, предстанет перед военным трибуналом в Америке. Это чревато ссорой с Конгрессом, который запретил привозить в США пленных, находящихся в Гуантанамо на Кубе. Правда, сходный запрет на доставку арестованных из Афганистана никогда не вводился, в основном потому, что такой вопрос никогда не вставал".
В 2014 году США выводят войска из Афганистана. Поэтому Белый дом гадает, что делать с арестованными, которые не являются афганскими гражданами. С арестованными афганцами вопрос решен - их уже передали официальному Кабулу. Американские чиновники на условиях анонимности поясняют: 53 гражданина третьих стран, остающиеся под стражей американских военных в Афганистане, расцениваются как все еще опасные для США лица.
Со своей стороны, неназванный высокопоставленный чиновник администрации США отказался обсуждать конкретные дела и подчеркнул, что окончательные решения о судьбе арестованных пока не приняты.
"Поскольку существуют проблемы с доказательствами и другие сложности, лишь нескольких арестованных (по словам чиновников, их меньше 10) предлагается судить в США. Чиновники полагают, что большинство можно вернуть в их родные страны при гарантиях безопасности", - говорится в статье.
Вероятно, американские правозащитники осудят процесс в военном суде. Они полагают, что лишь федеральные уголовные суды обеспечивают полноценное правосудие.
Чиновники администрации США возражают, что не всякое дело можно разбирать в федеральном суде, а военный трибунал - подходящее место для судимых за военные преступления. "Более того, бездействие создает риск освобождения опасных террористов, особенно если с Афганистаном не удастся договориться о долгосрочном присутствии ограниченного контингента войск США с 2015 года", - пересказывает газета аргументы чиновников. Кабул уже освободил многих из 3 тыс. афганцев, которых США передали им в нынешнем году.
Суды США постановили: арестованные из третьих стран, которые содержатся в Афганистане, не вправе оспаривать законность своего ареста. Этих людей навещают представители Красного Креста, но их имена и гражданство официально засекречены. До последнего времени даже их численность была засекречена. По сведениям газеты, большинство - пакистанцы, есть также выходцы из Туниса, Йемена, Узбекистана и др.
Газета возвращается к Хамидуллану. Военная прокуратура США считает доказательства, изобличающие его, одними из самых веских в ряду других дел иностранцев, которых держат близ Баграма.
"У него очень неплохие связи в мире террористов", - сказал некий чиновник. "Считается, что Хамидуллан имеет связи с одной или несколькими группировками инсургентов, а также связи с Чечней", - говорится в статье.
По словам чиновников, Хамидуллан поклялся вернуться на поле боя, если его освободят. "Американские чиновники говорят, что обсудили это дело с Москвой, но российская сторона не проявила или почти не проявила интереса к возвращению Хамидуллана", - говорится в статье. Высокопоставленный источник заметил, что вопрос о передаче заключенных "не всегда решается только нами. Другие страны имеют право голоса. Арестованные имеют право голоса" в случаях, если есть опасения, что с ними обойдутся негуманно.