20-е столетие можно назвать веком деколонизации. Великая заслуга Шарля де Голля в том, что перед тем, как вести страну в ЕС, он решил вопрос с французскими колониями. Генерал, стоящий во главе государства прекрасно понимал, что Франция со всеми своими колониями принесла бы очень много проблем процессу европейской интеграции. В Великобритании ситуация развивалась аналогично. В 20-ые годы граф Рихард Куденхове-Калерги, создатель идеи Пан-Европы, не рассматривал Британию в качестве части объединенной Европы из-за ее ориентированной на колонии политики. После второй мировой войны Великобритания, потерявшая или предоставившая независимость большей части своих колоний, смогла стать частью Европы.
В настоящее время Россия остается единственной империей, в которой вопрос колоний нерешен и одна из задач европейской политики заключается в том, чтобы поддержать ее на этом пути, считает автор статьи. Все большую роль сегодня начинают играть национальные меньшинства. Опять можно сравнить с Францией, страной с сильными центристскими тенденциями, где в последнее время постоянно возрастает роль региональных организаций, а значит и регионального самосознания.
В том же самом свете нужно рассматривать процессы в Юго-Восточной Европе. Выход из состава Югославии Словении, Хорватии и других стран тоже происходит в рамках процесса деколонизации, также как и стремление к независимости Косово. И в России нельзя сдержать развитие этих процессов. Конфликты в Косово, Восточном Тиморе и Чечне объясняются одними и теми же причинами. В России тенденции к независимости наблюдаются повсюду: от Тувы и Грозного до Йошкар-Олы.
В последнем столетии Россия сильнее других государств ущемляла права своих национальных меньшинств. Стоит только вспомнить о миллионах уничтоженных и депортированных при сталинском режиме. Проявление такой политики можно наблюдать и сегодня. Так, например, в Пригородном районе осетинские власти при поддержке Москвы систематично занимаются вытеснением с территории ингушского населения, ставшего там меньшинством.
Чеченская война не должна рассматриваться как отдельный случай. Она лишь является кровавым симптомом несостоятельности всей государственной политики. Не обращая внимания на потери, государство проводит политику шовинизма, полностью игнорируя опасность возникновения более серьезных проблем в будущем. Ведь война в Чечне ведет не только к уничтожению одного народа. Одновременно она содействует развитию исламского фундаментализма в стране, которая все прошедшее столетие жила по правилам либерального ислама. Эта опасность распространяется далеко за пределы самой Чечни. Если Россия будет продолжать свою политику, то фундаментализм охватит все мусульманские регионы России. Пока есть время избежать такого сценария, считает автор статьи.
Европа, со своей стороны, абсолютно не учитывает возможность такого сценария в своей долгосрочной внешнеполитической стратегии. Долгосрочная политика подменяется декларациями о территориальной целостности России. Нужно понимать: Путин - не дурак. Он научился в КГБ думать стратегически и использовать слабости других в своих интересах. Отсутствие долгосрочной стратегии - самый большой изъян европейской внешней политики, пишет автор статьи.
Если кто-то считает, что предлагая пустые декларации вместо решений существующих проблем, можно помочь России, он жестоко ошибается. Задача Европы на собственном примере убедить Россию встать на путь деколонизации - в целях стабильности и процветания как России, так и самой Европы.