Продемонстрировав всему свету свои разногласия по Ираку в течение последних двух недель, 15 стран Европейского Союза вчера вновь сомкнули ряды на неформальном "кризисном" саммите в Брюсселе, прошедшем в присутствии Генерального секретаря ООН Кофи Аннана. Примерно в 22 часа главы государств и правительств приняли совместную декларацию по поводу противостояния между Саддамом Хусейном и ООН. Хотя страны ЕС считают, что "войны можно избежать", они предупреждают Багдад: "в качестве последнего средства" против него может быть использована сила. Они приветствуют "решающий вклад" "военного давления" в форме почти 200-тысячного военного контингента, который развернули в Заливе Вашингтон и Лондон, чтобы заставить Ирак разоружиться.
Отсрочка. "Инспекции не могут продолжаться до бесконечности в отсутствие полного сотрудничества с иракской стороны", - предупреждают европейцы. Не пойдя на ультиматум, которого желали США и Великобритания, страны ЕС все же ужесточили тон. Багдад не сможет больше рассчитывать на отсрочку со стороны международного сообщества. Германия, которая с самого начала исключила свое участие в военной операции, согласилась на упоминание в декларации положения об использовании силы. По требованию канцлера Герхарда Шрёдера фраза о том, что "отсчет времени начался", была удалена из окончательной редакции текста.
Достигнутый вчера компромисс позволяет заклеить трещину между "американским лагерем", спешащим разделаться с Ираком (Великобритания, Испания, Португалия, Дания, Италия), и "старой Европой", стремящейся до конца использовать мирные средства (Франция, Германия, Бельгия, Люксембург, Греция и четыре "нейтральных" страны ? Финляндия, Австрия, Швеция, Ирландия). "Миникризис в Европе, похоже, преодолен, ? заявил в тот же вечер Жак Ширак. ? Мы наблюдали настоящее сближение".
"Показать решимость". Прибыв в Брюссель, французский президент высказал надежду на выработку единой позиции. Тем не менее Жак Ширак по-прежнему отвергает идею "второй резолюции (объявляющей иракским лидерам ультиматум, за которым последует военная интервенция. ? Прим. Le Monde), против которой Франция могла только возражать", так как в настоящее время инспекторы ООН должны продолжать работу. "Мы считаем, что война всегда, всегда является наихудшим решением", ? повторил Ширак. В свою очередь, британский премьер Тони Блэр, следующий в фарватере Джорджа Буша, не отказывается от идеи, что время поджимает. "Сейчас самое важное ? показать решимость, а не слабость", ? заявил он, так как "это тот язык, который Саддам Хусейн понимает, а для нас это также наилучший шанс избежать конфликта".
Не достигнув согласия по вопросу о сроках, отводимых для дальнейших инспекций, 15 стран ? членов ЕС сумели договориться "о том, что их объединяет, а не разделяет", как выразилась глава испанской дипломатии Ана Паласио. Отказывающийся верить, что "наши точки зрения несовместимы или даже противоречат точке зрения нашего трансатлантического партнера", ее бельгийский коллега Луи Мишель представил во второй половине дня список пунктов, по которым может быть достигнуто согласие: общей целью является разоружение Ирака, которое должно быть проведено с помощью инспекций; Багдад должен встать на позицию "активного сотрудничества"; на Саддама Хусейна необходимо оказывать "максимальное давление"; наконец, "использование силы нельзя исключать", хотя оно является "крайним средством".
Ужесточить тон. Компромиссный текст, подписанный 15 членами ЕС, носит явно более угрожающий характер, чем заявление министров иностранных дел от 27 января, ограничивавшееся выражением поддержки усилий ООН по обеспечению выполнения резолюции 1441. Упоминание об использовании силы является шагом в сторону Лондона и Вашингтона. Однако "лагерь мира", вдохновленный недавними грандиозными манифестациями против войны в Ираке и пятничным докладом Ханса Бликса на Совете Безопасности, может позволить себе ужесточить тон в отношении Багдада. В итоге Кофи Аннан, стремящийся уменьшить "напряженность, возникшую между нациями и в трансатлантических отношениях", уезжает с более легким сердцем.