"Нам предстоит еще много работы", - сообщил миру на прошлой неделе президент Буш в речи, посвященной оружию массового поражения (ОМП).
Эта фраза относилась к программе Нанна-Лугара по демонтажу, уничтожению и созданию безопасных условий хранения ОМП на территории бывшего Советского Союза. Сдержанные слова Буша на самом деле скрывают огромное расхождение между действительностью и разработанными планами.
Программа, предложенная бывшим сенатором Сэмом Нанном и сенатором Ричардом Лугаром, значительно отстает от составленного графика. То, что предполагалось сделать за 10 лет, теперь, через 13 лет, не сделано и наполовину.
С 1991 года было вывезено все ядерное оружие с Украины, из Казахстана и Белорусии; были демонтированы 6252 ядерные боеголовки. Более 20 тыс. ученых, работавших в сфере производства ОМП, получили работу в гражданском секторе. Это прогресс.
Однако осталось еще более 7 тыс. боеголовок и сотни тонн высокообогащенного урана и плутония. Нужно уничтожить почти 40 тыс. тонн химического оружия - большая часть его хранится в контейнерах размером с чемодан.
Некоторые критики, указывая на сокращение суммы в бюджетном запросе администрации на 2005 год, утверждают, что более значительные финансовые средства ускорили бы процесс.
Но на самом деле в этой сфере требуются не столько деньги, сколько политическая воля. Усилиям препятствуют серьезные бюрократические проволочки, которые не дают потратить выделенные деньги. Споры и ссоры возникают по всем вопросам, начиная с доступа на российские объекты и заканчивая проблемой ответственности американских рабочих перед российским правосудием.
Вливание денежного потока в бутылку со слишком узким горлышком пользы не принесет. Эти проблемы могли бы решаться быстрее, если бы на них обратили повышенное внимание на самом верху: в Белом доме и в Кремле.