Во вторник российская прокуратура расширила обвинения против крупного акционера ЮКОСа. Это произошло на следующий день после того, как группа акционеров сделала предложение, которое, как они надеялись, будет способствовать освобождению Ходорковского и двух других содержащихся под стражей руководителей ЮКОСа.
В понедельник крупный акционер ЮКОСа Леонид Невзлин предложил обменять свои акции и акции других крупных акционеров, вес которых составляет примерно 44% стоимости компании, на освобождение бывшего генерального директора и самого богатого человека в России Михаила Ходорковского, крупного акционера Платона Лебедева и главу службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина.
Все трое находятся под стражей и ждут суда по различным обвинениям, в том числе - в мошенничестве и растратах. "Я говорю: отпустите моих людей, - заявил Невзлин в интервью из Израиля, где он живет. - Тогда мы перестанем быть акционерами". Предложенные им 44% ЮКОСа стоят около 14 млрд долларов. Россия попросила Интерпол выдать ордер на арест Невзлина в рамках расследования дела о коррупции.
Официального ответа от Кремля, который, по мнению многих, инициировал преследование Ходорковского, стремясь обуздать политические амбиции нефтяного барона, не последовало.
Вместо этого Генеральная прокуратура расширила дело Лебедева, арестованного в июле прошлого года, предъявив ему новое обвинение в хищении 30 млн долларов.
"С одной стороны, мы должны ознакомиться с делом, а с другой - нам предъявляют новые обвинения", - заявил агентству "Интерфакс" адвокат Лебедева Владимир Краснов.
Первые обвинения против Ходорковского и Лебедева были связаны не с ЮКОСом, а с компанией по производству удобрений "Апатит", входящей в финансовую империю миллиардера. Состоянием Ходорковского и еще нескольких акционеров ЮКОСа управляет холдинг "Менатеп Групп".
Полагают, что Кремль не примет предложение, поступившее из лагеря сторонников нефтяного магната; вместо этого он усилил давление на "Менатеп".
"Там есть большое желание достичь какого-то решения", - заявил Адам Ландес, аналитик по нефти и газу в лондонской компании Renaissance Capital. Но поскольку сегодня российские олигархи строго придерживаются правил, установленных Кремлем, а арест этих трех человек не вызвал серьезных политических и экономических последствий, нет стимула освобождать Ходорковского, сказал он.
Эндшпиль между Кремлем и акционерами "Менатепа" может открыть путь к сделке по спорным акциям ЮКОСа. Кое-кто полагает, что правительство заставит Ходорковского и его партнеров по "Менатепу" передать контроль над ЮКОСом либо государству, либо одобренному им покупателю.
Один из аналитиков, президент и генеральный директор ExxonMobil Ли Реймонд, в частном порядке сообщил американским инвесторам и экспертам, что он "с большим оптимизмом" относится к возможности крупного приобретения в России, не назвав нефтяную компанию.
Пресс-секретарь ExxonMobil Том Сирильяно во вторник заявил, что компания "не комментирует слухи", касающиеся вероятных приобретений.
"Ли Реймонд никогда не реагирует на слухи о ЮКОСе или других компаниях, - сказал Сирильяно. - Единственное, что Ли сказал о России: "Всем надо набраться терпения и перевести дух".
Другие сторонники Ходорковского утверждают, что он больше заинтересован в открытом судебном процессе, чем в обмене.
"Ходорковский считает, что его друзья, которые говорят от его имени, тем не менее не представляют его позицию", - заявила радиостанции "Эхо Москвы" Ирина Ясина, работающая в его благотворительном фонде "Открытая Россия".
По ее словам, Ходорковский "прекрасно понимает их озабоченность его будущим и будущим своих коллег, находящихся в тюрьме".
"Но для Ходорковского деньги не главное, - добавила она. - Главное - это его доброе имя. И на открытом судебном процессе он будет защищать только свое честное имя".