Россия вступила в эпоху пиара, констатирует на страницах Le Monde корреспондент Петр Смоляр. "Если раньше в период кризиса русские обычно замыкались, твердя: "Никто нас не любит", - то теперь они постоянно говорят", - цитирует издание Тима Прайса, эксперта PR-компании GPlus Europe, с которой постоянно советовались кремлевские пиарщики во время январского газового кризиса, чтобы "оперативно реагировать на ситуацию, заявить об ответственности Киева в газовом споре, вызвать полемику в печати". Еще до Рождества руководство "Газпрома" предупреждало о возможных проблемах с Украиной, потом регулярно проходили пресс-конференции представителей газового концерна и российского руководства.
"Но пиар не может творить чудеса: невозможно грубость выдать за добрую волю, культуру непрозрачности за прозрачность". Как сообщает газета, по данным опроса, проведенного GlobeScan для BBC в 21 стране, имидж России серьезно ухудшился в 2008 году. Но благодаря пиару европейские импортеры не возлагали ответственность за кризис на одну только Россию, российским властям удалось сделать акцент на политическом хаосе на Украине, а во внутреннем плане - умалчивать о социальных последствиях экономического кризиса, отмечает издание.
В ходе нового конфликта с Украиной российская власть старалась избежать ошибок первого газового кризиса 2006 года, когда Россия отключила Украине газ, не объяснив европейцам, в чем дело. Именно после тех событий Кремль решил обратиться к фирмам Ketchum и GPlus Europe, принадлежащим Omnicom Group, заключив с ними многомиллионный контракт, который с тех пор регулярно продлевался. Газета обращает внимание на тот факт, что "Газпром" выбрал те же агентства, что и российская власть: по мнению автора статьи, это свидетельствует о стремлении к координации с исполнительной властью и еще раз доказывает, что газовый гигант - главный инструмент российской внешней политики.
Такая смена позиции властей наметилась после травмы от "цветных революций" на Украине и в Грузии. Со временем сформировалось официальное учение о "вражеском фронте", куда входят ЦРУ и MI-6, филантроп Джордж Сорос, экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, неправительственные организации, не говоря уже об украинцах и грузинах, "бывших братьях, превратившихся в троянских коней иностранных интересов", - все они, согласно этой доктрине, хотели помешать восстановлению России.
Война с Грузией в августе 2008 года стала для российской власти проверкой современного пиара в сверхмедиатизированном конфликте, пишет издание. Если в первые дни конфликта Россия проиграла медиавойну Грузии, руководство которой 24 часа находилось в прямом эфире, то потом GPlus Europe с российской стороны и Aspect с грузинской завалили почтовые ящики иностранных журналистов электронными сообщениями со своими версиями фактов. В результате России удалось одержать победу в ключевом вопросе: все пришли к выводу, что войну начала грузинская сторона.
Наряду с пиаром, власти ведут постоянную работу по улучшению имиджа России. Среди таких инициатив - создание телеканала Russia Today, "предлагающего московский взгляд на события в мире"; фонда "Русский мир", Института демократии и сотрудничества в Париже, цель которого - стать русской версией знаменитых американских мозговых центров (Cato Institute или Brookings Institution) и вывести Россию со скамьи подсудимых в вопросах прав человека, пишет издание. По словам возглавляющей институт Натальи Нарочницкой, она надеется на диалог о ценностях, а не клише, являющихся продуктами СМИ. По ее словам, "средства массовой информации - основной инструмент манипулирования массами. Поэтому интерпретация фактов имеет значение". Впрочем, как отмечает автор статьи, деятельность института пока не получила какого-либо отклика.