Герхард Шредер, экс-канцлер Германии, а ныне менеджер "Газпрома" и главный рекламный агент Владимира Путина в странах ЕС, придумал, как замаскировать нежелание Москвы отпускать Украину и при этом выстроить отношения России с Западом, пишет бывший исполнительный редактор International Herald Tribune Джон Винокур в статье для The Wall Street Journal.
Свои рекомендации Шредер изложил в книге "Внятные слова" (Klare Worte), которая вышла как раз в тот момент, когда Германия пересматривает свое отношение к России и раздумывает над призывом президента Иоахима Гаука покинуть "зону комфорта" и проводить более решительную, честную и активную внешнюю и оборонительную политику, говорится в статье.
На этом фоне Шредер предлагает заключить "юридически обязывающий договор" между ЕС и Россией - "точно такое же Соглашение об ассоциации, как договор между Брюсселем и Украиной, подписание которого Москва успешно пресекла", подчеркивает автор.
"Шредер, который не стал бы неверно передавать слова своего босса, говорит, что это предложение "приведет к созданию совершенно другой ситуации", и он прав в том плане, что это сразу же узаконит попытки России ограничить суверенитет соседей", - рассуждает журналист.
По мнению автора, правительства Ангелы Меркель сделали очень мало для помощи Украине. Так, согласно опубликованному на прошлой неделе сообщению Reuters, Запад был в курсе позиции Путина по Украине - Киев ни при каких обстоятельствах не должен покинуть орбиту России - с июля 2013 года. Это означает, что европейский лидер Германия три месяца бездействовала, не предпринимая никаких попыток "подсластить" финансовые предложения ЕС украинскому руководству.
Шредер также делится очень любопытным и тревожным наблюдением относительно Ангелы Меркель. По его словам, она пыталась "порвать" с политикой своих предшественников в отношении России, но, судя по результатам, этого не сделала. Германия поменяла тон, отмечает бывший канцлер, но "в сущности, мало что изменилось".
За 8 лет на посту канцлера Меркель заблокировала попытки Украины и Грузии вступить в НАТО, не стала возражать против строительства газопровода "Северный поток" и отказалась присоединиться к операции против Муаммара Кадаффи в 2011 году, перечисляет журналист.
"Нет нужды в том, чтобы Шредер напоминал эти подробности Путину. Бывший агент КГБ в Восточной Германии, конечно же, и сам заметил, что Меркель использовала очень категоричный оборот "абсолютно неприемлемо", критикуя презрительное замечание американского дипломата по поводу решимости ЕС на Украине в телефонном разговоре, который, скорее всего, был перехвачен и опубликован русскими, - пишет Винокур. - Обратите внимание: Меркель никогда не высказывалась с такой же силой и страстью по поводу все более плотных запретительных барьеров, которые Москва возводит для своих соседей в надежде купить западную свободу".