"Захват Владимиром Путиным Крыма, его попытка дестабилизировать всю Украину и запугивание других стран на периферии России - не что иное, как очередные ответы Путина на вопрос: "Как Западу следует идти на компромисс с остатками советской империи?" - пишет в The Financial Times Роберт Хантер, в 1993-1998 годах - постпред США в НАТО, а ныне научный сотрудник Center for Transatlantic Relations.
По мнению автора, Запад ответил на это чисто тактически (санкции, потенциальные поставки оружия Киеву). Но Западу нужна стратегия.
Джордж Х.У. Буш-старший хотел создать "цельную, свободную и живущую мирной жизнью Европу". Билл Клинтон продолжил эту линию, считает автор. Были признаны лимиты на размещение войск НАТО в Центральной Европе. Предполагалось, что Украина обретет окончательный статус лишь после попыток разработать конструктивную роль для России в рамках системы европейской безопасности. "Сначала Запад, а затем Путин потеряли интерес к поиску такой роли", - говорится в статье.
США аннулировали договор о ПРО, который давал Москве психологическое ощущение паритета с Вашингтоном.
Расширение НАТО укрепило у России ощущение, что она в кольце. В 2008 году НАТО заявило, что Украина и Грузия "станут его членами". "Когда Саакашвили попытался проверить эти обязательства на практике, Путин нанес ответный удар - ввел на грузинскую территорию войска. Ни один член НАТО не помог Грузии обороняться", - пишет автор.
По мнению Хантера, теперь нужно переделать концепцию Европы "так, чтобы сохранить НАТО и все его обязательства, колоссально повысить экономические выгоды от сотрудничества с ЕС, побудить Путина уважать государственные границы, дать Украине хорошее будущее, а России - роль уважаемой страны и партнера по сотрудничеству". Неудача этих попыток ударит по всем: России, украинцам, "остальной Европе" и США.
Что же делать? По мнению автора, для Путина единственный собеседник в дипломатии, которого он воспринимает серьезно, - это США. Союзники тоже ждут от США более активного участия.