Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 января 2000 г.

Андерс Ослунд | The New York Times

Распродажа российской экономики

Сотрудник фонда Карнеги, в прошлом - советник российского правительства (1992-93 гг.), вступает в полемику с пессимистами, рисующими положение в России исключительно в темных красках. С использованием фактического материала он доказывает, что ситуация в стране постепенно начинает выправляться.

Американцы считают Россию безнадежно коррумпированной страной, где дела с экономикой обстоят все хуже и хуже. По мнению автора, все не так ужасно.

Согласно часто цитируемым статистическим данным, средняя продолжительность жизни российских мужчин сократилась до 57,7 лет. Но это было в 1994 году. С тех пор она ежегодно увеличивалась на 10 месяцев и в 1998 году достигла 61,8 лет. Эту цифру редко можно услышать, поскольку она противоречит сложившимся стереотипам.

На 1999 год, обычно осторожный в прогнозах МВФ, предсказал падение российского ВВП на 9%. Однако он вырос приблизительно на 2%, а рост промышленного производства составил 8%. Проправительственные партии не смогли бы получить на недавних парламентских выборах столь большое количество голосов, если россияне не почувствовали улучшений в экономике.

Даже признавая факт экономического роста, его объясняют последствиями значительной девальвации рубля, которая произошла в августе 1998 года, а также повышением цен на нефть. Однако ЕБРР полагает, что в России была проведена почти такая же реформа экономической системы, как и Латвии и Литве, что рано или поздно должно было принести свои результаты. Финансовый кризис 1998 года, видимо, стал катализатором более глубоких перемен.

Этот кризис, который привел к более жестким ограничениям бюджетных расходов, убедил большинство российских бизнесменов в том, что они больше не могут жить за счет государства, а должны добывать реальные деньги на рынке. Тем временем объем сделок в рамках так называемой бартерной экономики резко сократился. С августа 1998 по август 1999 года он уменьшился на треть. Различного рода неплатежи уменьшились, по крайней мере, наполовину.

Все еще живуч миф о том, что Россия не в состоянии собрать достаточное количество налогов и сбалансировать свой бюджет и что власть из Москвы переходит в регионы. В действительности, процент ВВП, получаемый за счет налоговых сборов(31%), почти соответствуют американскому уровню (на самом деле эта цифра слишком большая, а не слишком маленькая, принимая во внимание слабость российского государства). В прошлом году дефицит бюджета составил всего около 2%.

Едиственной серьезной проблемой для бюджета является выплата советского долга. Западу следует списать половину этого долга (как это он сделал в отношении Польши и Болгарии, когда успех реформ был уже гарантирован).

Нельзя говорить и о потере Москвой власти в пользу регионов. Государственные доходы увеличились с 9% в 1998 до 13% в 1999 году - в значительной степени это произошло за счет региональных правительств.

Почти нет никаких сомнений, что исполняющий обязанности президента Владимир Путин осуществит серьезные реформы. Он неоднократно высказывался в поддержку рыночной экономики. Говоря о сильном государстве, он просто имеет в виду нормально функционирующее государство.

В отличие от Бориса Ельцина, Путин пользуется поддержкой реформаторского большинства в парламенте. В старой Думе большинство имели коммунисты, которым сейчас принадлежит только 25% депутатских мандатов. Несколько лет Ельцин безуспешно пытался узаконить частную собственность на землю. Теперь коммунисты больше не смогут блокировать принятие земельного кодекса.

Налоговая система тоже требует реформирования. Сейчас наконец-то почти все соглашаются с необходимостью упрощения этой системы, которое должно предусматривать сокращение числа налогов, снижение ставок и ликвидацию различных лазеек, позволяющих уклоняться от уплаты налогов. Скорее всего такая реформа будет проведена через парламент в этом году.

Так что российская экономика выглядит лучше, чем когда бы то ни было, и возможен дальнейший прогресс. Разве не пора прекращать утверждать противоположное?

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru