Вчера Великобритания отклонила призывы Ирана к возобновлению ядерных переговоров и заявила, что новый интерес Тегерана к предложению России об улаживании ядерного диспута является проявлением тактики затягивания.
Представитель Ирана сказал Financial Times, что Тегеран в воскресенье направил письмо в страны "евротройки" - Францию, Германию и Великобританию - с предложением о возобновлении переговоров.
Однако эти страны на прошлой неделе объявили, что переговоры зашли в тупик - ибо Иран возобновил исследования в области обогащения урана - и теперь необходимо передать дело в Совет Безопасности ООН.
Представитель Британии описал призывы Ирана к переговорам как "бессодержательные". "Евротройка" говорит, что Тегеран должен восстановить все ограничения на действия, связанные с обогащением урана, прежде чем можно будет вести речь о новых переговорах - Иран ответил отказом.
В очевидной попытке повлиять на международные дебаты Тегеран в последние дни продемонстрировал заинтересованность в российской инициативе по созданию совместного предприятия на российской территории для обеспечения всех потребностей Ирана в ядерном топливе в будущем.
Россия говорит, что ее предложение все еще в силе, и выражает надежду, что Тегеран примет его, чтобы помочь разрешению кризиса. Переговоры между представителями России и Ирана по этому проекту назначены на середину февраля.
Однако европейские правительства призвали к созыву экстренного заседания совета управляющих МАГАТЭ 2-3 февраля, где хотят провести резолюцию о передаче "иранское досье" в СБ ООН. "Иран использует предложение России в тактических целях", - сказал вчера представитель Великобритании.
Представители Европы говорят, что переговоры с США, Россией и Китаем в Лондоне в понедельник не привели к результативному исходу, но что Великобритания, Франция и Германия убеждены, что они смогут заручиться большинством голосов 35 членов правления МАГАТЭ, чтобы принять резолюцию о передаче дела Ирана в СБ.
Они заверили, что санкции против Ирана не являются целью на данном этапе, главное - чтобы Совет Безопасности усилил влияние инспекторов ООН и давление на Тегеран с целью вернуть его к ограничениям на ядерные разработки.
Высокопоставленные немецкие чиновники, однако, признали, что лондонские переговоры не привели к единогласному решению о том, каким должно быть соглашение МАГАТЭ. Гернот Эрлер, заместитель министра иностранных дел, сказал: "Мы все еще обсуждаем, какое решение должно быть принято на заседании правления МАГАТЭ и какова должна быть роль ООН". Чиновник, приближенный к министру иностранных дел Вальтеру Штайнмайеру, говорит, что "сейчас многое зависит от того, присоединяться ли к нам Москва и Пекин".
Европейские представители ожидали, что Россия воздержится, когда МАГАТЭ будет рассматривать резолюцию о передаче дела Ирана в СБ ООН, однако Китай проявлял больше твердости. Президент России Владимир Путин, несмотря на что не исключил передачи "иранского досье" в СБ, предостерег от резких ошибочных шагов.
Вчера в Москве министр иностранных дел Сергей Лавров сказал, что санкции против Ирана - не лучший способ решить проблему с их ядерной программой.