Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 января 2006 г.

Ирина де Шикофф | Le Figaro

Ялтинский маяк раздора

Только закончилась "газовая война" между Киевом и Москвой, как Украину и Москву разделил новый конфликт. Разворачивается он вокруг маяка. Он стоит на набережной Ялтинского торгового порта в Крыму. Ранним утром 13 января башню заняли сотрудники национальной украинской гидрографической службы, а российский начальник маяка в нее допущен не был. Его протесты ни к чему не привели. Виктор Полищук тут же поставил в известность об инциденте командование Черноморского флота, которое информировало об этом Москву.

14 января командование российского ВМФ во главе с адмиралом Владимиром Масориным отдало приказ Черноморскому флоту, базирующемуся в Крыму, вернуть "гидрографический объект" под свой контроль. Однако российская делегация, спешно прибывшая на место событий из Севастополя, встретила вежливый отказ со стороны начальника Ялтинского порта Юрия Формуса, в то время как другой маяк, "Сарыч", подвергся попытке захвата со стороны группы националистов из движения "Студенческое братство". Вчера утром та же организация попыталась проникнуть на российскую станцию радионавигационной системы "Марс-75". Эта попытка была пресечена. Но членам организации удалось сфотографировать базу.

В Симферополе, столице Крыма, украинские националисты уже проводят демонстрации с требованием ухода российского флота. В Москве депутаты Думы точат клинки и требуют возвращения порта Севастополь России. Некоторые призывают даже, чтобы весь Крым, "который украинским никогда не был", был возвращен в состав Российской Федерации.

Обе стороны ужесточают тон. Так уже было в 2003 году, во время инцидента на Тузле в Керченском проливе. Тузла - это песчаная коса, тянущаяся от российского Таманского полуострова. Украина считает ее неотъемлемой частью своей территории. Москва решила построить там дамбу. Украинские пограничники заняли позиции перед российскими бульдозерами. Потребовалась встреча между Владимиром Путиным и Леонидом Кучмой (в то время президентом Украины), чтобы страсти улеглись.

Пока главы российского и украинского государств хранят осторожное молчание по поводу "войны маяков". Один из кремлевских советников утверждает, что прежде всего нужно точно установить, кто именно несет ответственность за "опасную провокацию" в Ялте. По мнению Глеба Павловского, единственным официальным собеседником для Москвы может являться президент Виктор Ющенко. Именно он должен дать объяснения по поводу "захвата" ялтинского маяка. Был ли этот захват произведен от его имени? Или с его молчаливого согласия? Или это очередная ловушка, в которую оппозиция пытается его загнать за неполные три месяца до парламентских выборов 26 марта?

Инцидент, неизбежно приобретший драматичное звучание, не сходит с первых полос российской прессы. Заголовки говорят сами за себя: "Украинцы атакуют Черноморский флот", "После газовой войны - война из-за маяков", "Гонка вооружений"... В России никто не сомневается, что крымские инциденты непосредственно связаны со спором между Москвой и Киевом вокруг тарифов на газ, поставляемый Россией Украине. После очень долгого противостояния украинская компания "Нафтогаз" в начале января подписала соглашение с "Газпромом". Новый контракт устанавливает цену в 230 долларов за 1000 кубометров газа, но позволяет Украине платить 95 долларов: российский газ смешивается со среднеазиатским.

В Киеве итог переговоров произвел настоящий скандал, и 10 января украинский парламент принял резолюцию об отставке правительства. Президент Виктор Ющенко объявил это решение "неконституционным". С тех пор исполнительная и законодательная власти находятся в состоянии открытого конфликта.

Провозглашение независимости Украины с самого начала поставило вопрос о судьбе Черноморского флота, базирующегося в Севастополе. В 1997 году было подписано соглашение о разделе флота. Россия ежегодно платит Украине 100 млн долларов за аренду военных объектов своим военно-морским флотом. С декабря прошлого года, когда газовая война была в разгаре, Киев начал увязывать тарифы на газ с суммой, которую Москва платит за аренду объектов в Крыму. Один из депутатов националистической партии "Рух" утверждает даже, что отныне России придется платить за них не 100 млн, а 2 млрд долларов.

Маяк раздора в Ялте охраняет старая пушка. Она была отлита еще во времена, когда советник и любовник Екатерины Великой покорил Крым для своей повелительницы. В знак благодарности императрица присвоила Григорию Потемкину титул князя Таврического - по древнегреческому названию полуострова, в 1783 году присоединенному к империи. В 1954 году Никита Хрущев, только что ставший первым секретарем ЦК КПСС, по не вполне понятным причинам решил подарить Крым Украине. Некоторые члены Политбюро подвергли это решение критике, но оно было утверждено, и к этой теме практически никто не возвращался вплоть до крушения СССР. Достаточно резкая реакция российского министра обороны вынуждает его украинского коллегу делать успокоительные заявления. Сергей Иванов утверждает, что любое нарушение соглашения 1997 года ставит под вопрос все положения этого документа, в том числе сложный вопрос о границах. Анатолий Гриценко отвечает, что со стороны Украины "не будет никаких односторонних действий" по Черноморскому флоту. Но в Москве ожидали, что Украина предпримет атаку на другом фланге. "Захват" ялтинского маяка, говорят в кулуарах министерства и ведомств, можно рассматривать как "нападение" на российскую военную базу. А значит, на него может быть дан "адекватный ответ".

Пока что в Киеве и Москве залпами обмениваются МИДы двух стран. Сражение идет вокруг статей соглашения 1997 года. Распространяется ли оно на "гидрографические объекты" или нет? По мнению украинцев, все маяки, сигналы, буи и другие вспомогательные средства навигации должны находиться под национальным контролем. Русские отвергают такое толкование и утверждают, что до 2017 года гидрографические объекты должны оставаться под контролем Черноморского флота.

Все начеку. Все следят друг за другом. Все выжидают. И в Москве, и в Киеве говорят, что ялтинский маяк - это лишь видимая часть айсберга. Главная ставка в этой пикрохолевой войне (в романе Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" король Пикрохоль собирает войска, даже не потрудившись узнать причину ссоры своих пекарей с пастухами Грангузье. - Прим. ред.) - это делимитация территориальных вод: континентальная платформа под Черным и Азовскими морями таит в себе большие запасы газа. Для Украины эксплуатация этих запасов - "стратегический вопрос". Для России она стала бы поводом к войне.

Битвы экспертов. Юридические споры. Неразбериха. Украинцы оправдывают захват ялтинского маяка решением Крымского арбитражного суда. Но они говорят о необходимости провести на маяке ремонтные работы. Одновременно лидер националистического движения "Студенческое братство" Олег Яценко устраивает пресс-конференцию, на которой поясняет, что Россия незаконно использует крымские маяки и что Черноморский флот должен покинуть 35 гидрографических объектов, находящихся под его контролем. В свою очередь, русские усиливают охрану своих баз и буйков. И маскируются.

Источник: Le Figaro


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru