В Ватикане всегда осознавали, что за покушением на Папу Иоанна Павла II стоял Советский Союз, пишет Джакомо Галеацци в статье, напечатанной в газете La Stampa.
Корреспондент газеты взял интервью у кардинала Акилле Сильвестрини, который на момент покушения на понтифика был министром иностранных дел Ватикана.
В тот период, говорит кардинал, взоры всего мира были направлены на Иоанна Павла II. Это было связано с появлением в Польше "Солидарности", совершенно новыми событиями в Восточной Европе, произошедшими после папского визита в Польшу в 1979 году. Кароль Войтыла считался отцом, вдохновителем этого социального и профсоюзного явления. Поэтому советский блок воспринимал Войтылу как врага, как мощную угрозу. И вот 13 мая 1981 года Али Агджа совершил покушение на Войтылу. Если бы Папа Иоанн Павел II умер тогда, процесс, начавшийся в Польше, в скором времени завершился бы, движение, возникшее после визита понтифика в Польшу, закончилось бы. "Когда мы готовили этот визит, мы понимали, что он будет восприниматься как противостояние с СССР, державшим в своих руках Польшу. Все пошло так, как ожидал Войтыла. И после его визита распространилась убежденность в том, что он играет фундаментальную роль в холодной войне, - сказал кардинал. - Мы осознавали, что поездка в Польшу была началом трудного пути, но тогда мы и не думали, что через десять лет падет Берлинская стена".
После покушения Папа был уверен, что заказчики этого преступления находятся на Востоке. Сначала в Ватикане ничего не знали об Агдже, через два года Папа посетил террориста в тюрьме, вероятнее всего, по просьбе самого Агджи. И вот теперь срок его наказания закончился. Он стал, по словам кардинала, совершенно другим человеком. Да и мир сильно изменился с тех пор. В Ватикане полагают, что Агджа не знал, что был простым исполнителем в большой игре. Выйдя на свободу, он вряд ли расскажет что-либо новое. В ходе судебных процессов он рассказал все. Не случайно журналисты, приезжающие со всего мира, уходят после встреч с Агджой ни с чем.
По словам кардинала, Папа Войтыла всегда говорил, что от смерти его спасла Матерь Божья. Он был уверен в этом и поэтому простил Агджу. Папа неоднократно ложился в госпиталь из-за возникавших осложнений в результате ранения. Он сильно страдал. Но он чувствовал, что весь мир с ним. Сразу же после покушения, в обстановке холодной войны, распространились слухи о связи покушения на Папу с исчезновением Эмануэлы Орланди, дочери одного из служащих Ватикана. Тогда мы заявили, что это всего лишь совпадение и что кто-то заинтересован в искусственном нагнетании напряженности, сказал в конце беседы кардинал Акилле Сильвестрини.