Многие россияне убеждены, что Путин привел экономику к процветанию после постсоветской депрессии 1990-х, а в нынешней рецессии виноват не президент, а западные санкции и международные антироссийские заговоры. Но рост социальных протестов возможен: кризис подрывает путинский электорат, как показывают протесты дальнобойщиков, локальные волнения в регионах, резкое ухудшение положения пенсионеров, пишут СМИ.
"Россияне нередко называют своего президента "ВВП" - по инициалам. По случайности та же самая аббревиатура ВВП означает в русском языке валовой внутренний продукт, т.е. показатель экономической мощи страны за год, - пишет Эдуард Штайнер в Die Welt. - Все это может навести на мысль, будто бы одно зависит от другого. Мол, президент является воплощением экономической мощи или слабости своей страны. И многие россияне действительно убеждены, что Путин привел российскую экономику к процветанию после постсоветской депрессии 1990-х годов. А в нынешней глубокой рецессии виноват не президент, а западные санкции и международные антироссийские заговоры".
Но в реальности Путин оказывается вовсе не чудотворцем, а скорее крупным везунчиком истории, чей "высотный полет" был связан с бумом на сырье в начале 2000-х. Тезис о том, что у Путина нет экономического таланта и ему скорее везло, подтверждается во многих экономических исследованиях.
Нефтяной бум давал достаточно возможностей для реформ, но это практически не использовалось Путиным, говорится в статье. Не следует умалять работу Путина по созданию резервных фондов, но в целом он сделал ставку на "раздутые и неэффективные государственные предприятия".
Бедность в стране сократилась, появился средний класс, частное потребление стало значительным двигателем российской экономики, говорится в статье. Другими словами, созданный благодаря нефтяным богатствам задел заставляет людей тратить больше денег. Но если это помогло быстро преодолеть кризис 2008-2009 годов, то теперь, когда цена на нефть упала ниже 30 долларов и потребительский бум подходит к концу, ситуация выглядит мрачно, пишет автор.
Особенно значимым является "кризис доверия" к России со стороны иностранных инвесторов.
Автор выражает удивление, что Путин пока не принимает радикальных мер в экономике и "проводит жесткую линию, близкую к дирижистской, хотя окружен либеральными мыслителями" типа Евгения Ясина и Алексея Кудрина. "На самом деле Путин мог бы построить экономику - на терпении народа, который считает, что обязан президенту "ВВП" долговременным ростом ВВП России".
Несколько российских регионов были вынуждены в прошлом году приостановить выплату пенсий и пособий или прекратить индексацию зарплат госслужащих, пишет The Financial Times . Деньги в казне просто заканчиваются, констатирует корреспондент Кэтрин Хилл. Дефицит средств для социальных выплат подчеркивает уязвимость системы льгот и пособий в стране. "Вся система соцстрахования очень нестабильна", - считает Татьяна Малева, директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.
"В ходе экономического кризиса в 2009 году российское правительство предотвратило резкое падение доходов и рост бедности с помощью крупного пакета экономической помощи. Но резервы для осуществления подобных мер иссякают, отчасти потому, что Москва так и не смогла разобраться со структурными проблемами в системе социального страхования", - пишет издание. По прогнозам, в будущем ежегодно количество работающих будет сокращаться на 1 млн, а пенсионеров - увеличиваться на 400 тыс.
"Такие демографические перемены вынуждают правительство затыкать растущие дыры в национальной пенсионной системе", - отмечает газета.
Сторонники реформ заявляют, что пенсионную систему можно спасти, только повысив пенсионный возраст, однако Путин признал такую возможность только в прошлом месяце, и то крайне неохотно. "Мы хотим быть "социальным государством" и ориентируемся на европейские страны с более высоким ВВП и налоговым бременем, чем у нас. Если мы хотим построить социальное государство, следует действовать по-другому - добиться роста не менее 5% в год", - приводит издание слова Алексея Кудрина.
Хилл отмечает, что большинство членов экономической команды Путина согласны с этим, однако спад вынуждает их придерживаться других приоритетов. Данные опроса ВЦИОМ показывают, что "люди начинают понимать, что все будет плохо еще долго", отмечает глава отдела мониторинговых исследований Олег Чернозуб. По его мнению, ожидается рост социальных протестов в российских регионах в преддверии сентябрьских парламентских выборов. В свою очередь, политический аналитик Михаил Делягин отметил, что возможен длительный период хаоса, и власти начинают это осознавать.
"По России распространяются протесты учителей, медсестер и заводских рабочих из-за невыплаты зарплат", - утверждает The Times. "Хромающая экономика начинает ощущать весь эффект от западных санкций и обвала цен на нефть", - пишет журналист Марк Беннетс.
Более 40 учителей, которые забастовали в Приаргунске, написали жалобу президенту Путину. В Чите врачи и медсестры провели демонстрацию из-за задержки зарплаты. В сети "Сбарро" некоторые сотрудники объявили голодовку.
"Мы наблюдаем ряд локальных протестов, - говорит аналитик Михаил Виноградов. - Если это продолжится, есть риск общенационального недовольства".
"Пока недовольство усиливается, Кремль готовится к массовым беспорядкам", - пишет Беннетс. В декабре был принят закон, разрешающий полицейским стрелять в толпу. "МВД увеличило в четыре раза заказ гранатометов, способных стрелять слезоточивым газом и резиновыми пулями. В главной телестудии в Москве ужесточены меры безопасности, суды начали применять жесткие новые законы, направленные против публичных акций протеста", - говорится в статье.
Российские дальнобойщики протестуют против дорожного сбора: на фоне экономических трудностей Путину изменяет его электоральная база, говорится в статье Марка Беннетса для The Washington Times.
Среди традиционных сторонников Путина видны признаки нарастающего недовольства, и самым заметным его проявлением автор называет акции протеста против нового дорожного сбора для большегрузного транспорта. Дальнобойщики разбили лагерь на парковке в пригороде Москвы. "Некоторые из них даже посмели подчеркнуть тот факт, что компанией-оператором системы для сбора новых платежей владеет сын Аркадия Ротенберга, которого называют давним другом и спарринг-партнером Путина по дзюдо", - пишет Беннетс.
Дальнобойщик Геннадий из Санкт-Петербурга сказал журналисту: "Власть хочет забрать у нас все. Они хотят забрать наши с трудом заработанные деньги, чтобы набить себе карманы". Водитель грузовика из Петрозаводска Иван Алутай признался корреспонденту "Радио Свобода": "Честно говоря, я до последнего момента думал, что дядя Вова скажет, что произошла ошибка... Дядя Вова утратил мое доверие".
"Протесты дальнобойщиков встревожили Кремль, потому что водители грузовиков и другие рабочие, "синие воротнички", долгое время считались основой популярности Путина", - говорится в статье. Между тем, как утверждает Беннетс, "к борьбе готовы не только дальнобойщики". Он пишет о проходящих в России забастовках и акциях протеста: "учителя в восточной Сибири", "врачи из центральных регионов России", "владельцы малого и среднего бизнеса", жители многоэтажки в Москве, упрекнувшие Путина в том, что при значительных тратах на войну в Сирии не проводится капитальный ремонт жилого фонда ("Путин, нам кажется, что нас тоже кто-то бомбит!" - говорится в их видеообращении). Не остались в стороне и "представители интеллектуальной элиты" - так, с публичной критикой Путина выступил экономист Владислав Иноземцев.
"Хотя рейтинг Путина, по опросам, по-прежнему высок, ширящееся недовольство, очевидно, тревожит власть в преддверии назначенных на сентябрь парламентских выборов. Выборы в Госдуму в 2011 году привели к беспрецедентным акции протеста против Путина в Москве: десятки тысяч людей вышли на улицы из-за подтасовок в пользу путинской партии "Единая Россия", напоминает корреспондент. Он усматривает "явные признаки того, что Кремль готовится к новым массовым протестам".
"Чтобы удержаться у власти, Путин вынужден закручивать гайки, у него нет выбора, - считает политолог Дмитрий Орешкин. - Но ему не удастся ограничиться посадкой одного-двух человек. Ему придется отправить за решетку десятки, а то и сотни".
Газета The Washington Post публикует статью российского экономиста Владислава Иноземцева под заголовком " Саморазрушающаяся экономика Путина".
По общепринятому мнению, рост российской экономики возобновится в 2017 году, пишет автор. Если этот прогноз сбудется, можно будет счесть, что в России произошел обычный экономический спад, вызванный снижением цен на нефть и западными санкциями.
"Но что если рост не возобновится?" - вопрошает Иноземцев. По его мнению, сейчас российская экономика "страдает и от последствий снижения нефтяных доходов, и от роста бюрократического нажима, не говоря уже о параноидальной внешней политике государства".
Автор выделяет два периода в новейшей истории российской экономики. С 2000 по 2007 год - рост ВВП на 7% в год, снижение налогов, расширение международного сотрудничества. С 2008 по 2015-й - период "застоя", как выражается Иноземцев.
"Теперь, когда российская экономика всецело подчинена политике, а политика становится более нетерпимой к чужому мнению, надежд на оздоровление мало, даже в случае отмены санкций и возврата цен на нефть к более нормальному уровню", - говорится в статье.
"Россия и раньше переживала кризисы, но ни в 1998-м, ни в 2008-м столько зарубежных компаний не отказывалось от своих инвестиций. Своими контрсанкциями против ЕС, трениями с Турцией и заявлениями, что вечно изменчивое российское законодательство стоит выше международных договоров правительство фактически отговаривает российских и международных инвесторов от расширения", - говорится в статье.
"Главная причина в том, что в 1990-х и в начале 2000-х Россия, какой бы хаотичной она ни казалась, была страной надежд, и динамичные и улучшающиеся внутренние условия притягивали инвесторов. (...) Теперь это территория разочарований", - пишет автор.
Если рост не возобновится, это, возможно, будет означать, что Россия вступила в период саморазрушения экономики, которым ознаменуется третья фаза правления Путина, заключает Иноземцев.