Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 июля 2001 г.

Питер Бейкер | The Washington Post

Россия начинает операцию по возвращению субмарины

Этот район Ледовитого океана - печальное место для погребения. Холодная, серая, беспощадная вода, неустойчивые погодные условия. Ничто не указывает на то, что на дне покоятся жертвы катастрофы.

Примерно через год после того, как российская подлодка ?Курск? затонула со 118 членами экипажа на борту, флотилия гражданских и военных кораблей готовится к операции по подъему тел погибших. В течение ближайших двух месяцев водолазы собираются просверлить отверстия в корпусе, прикрепить к ним тросы и поднять субмарину со стометровой глубины.

Но подняв со дна судно и тела моряков, Россия хочет оставить на дне загадку ?Курска?. Кремль с самого начала предпочитал возлагать вину на столкновение с иностранной подводной лодкой, несмотря на общее мнение специалистов о том, что причиной катастрофы стала неисправная торпеда.

Эта операция представляет собой весьма смелое предприятие, миссию, презирающую сложности и опасности. Российские власти и западные компании попытаются поднять лодку весом в 14 000 тонн с двумя ядерными реакторами на борту, постаравшись при этом не потревожить торпеды и крылатые ракеты. Подобные операции редко проводятся в столь тяжелых условиях.

Один из способов установить причину аварии - изучение носового отсека, где произошли изуродовавшие ?Курск? взрывы; однако россияне хотят отпилить нос и оставить его на дне.

Российское военное руководство заявило, что поднимать подлодку вместе с поврежденным носовым отсеком слишком рисковано и пообещало вернуться за ним через год. Но эту повторную операцию будут проводить исключительно россияне, без помощи иностранцев, которые таким образом лишаются возможности бросить взгляд на самую важную часть судна.

?Флот считает своей священной обязанностью определить причину гибели корабля, - сказал сегодня вице-адмирал Михаил Моцак, начальник штаба Северного флота, находящийся на борту эсминца ?Североморск?. - Мы будем продолжать работать над этим вне зависимости от того, поднимем ли мы подлодку вместе с носовой частью или без нее?.

Некоторые усматривают тайный умысел в плане бросить первый отсек. ?Так можно скрыть причину трагедии?, - сказал контр-адмирал в отставке Юрий Сенатский - в прошлом главный специалист Советского Союза по поднятию кораблей - в мае, когда правительство обнародовало свой план, стоимость которого - $80 млн.

Некоторые моряки, находящиеся на службе, и их семьи, проживающие в северном порту Мурманск, относятся к операции еще более скептически. ?Они сказали, что теперь будут говорить только правду, но все готовятся услышать ложь, - считает офицер-связист Игорь Арчипченко. - В официальную версию никто не верит?.

Готовый к плаванию в 1995 г., ?Курск? входил в число самых современных боевых подводных лодок сокращающегося российского флота. 12 августа прошлого года во время учений на борту произошло два взрыва и лодка упала на дно океана. Последовавшая за этим драма привлекла внимание мировой общественности. Российские власти прореагировали на произошедшее очень неуклюже. Президент Владимир Путин не прервал отпуск и отказался от помощи иностранных спасателей. Он изменил свои планы и согласился на помощь Великобритании и Норвегии, когда прошло уже достаточно много времени. Правительство дезинформировало общественность по самым различным вопросам, от времени инцидента до шансов на выживание и контактов с оказавшимся в ловушке экипажем.

Попытка спасти моряков потерпела неудачу. Водолазы попытались поднять тела, но извлекли лишь 12, а потом прекратили работы, сославшись на безопасность. На борту корабля была найдена записка, из которой следовало, что взрыв пережило 23 моряка, которые впоследствии погибли, отравившись угарным газом. Записка ясно указывала на то, что причиной аварии стал взрыв торпеды.

На этой неделе Путин не извинился за то, как он вел себя во время катастрофы. ?Качество понимания проблемы не зависит от моего географического местонахождения, - сказал он итальянской газете ?Corriere della Sera?. Что касается отказа от помощи, ?даже если бы они обратились за помощью к иностранным партнерам в тот же самый день, им все равно не удалось бы спасти оставшихся в живых членов экипажа?.

Готовясь поднимать оставшиеся на борту тела, Кремль хочет исправить политический ущерб. Он организовал поездку в Баренцево море для журналистов, чтобы продемонстрировать новую политику открытости - хотя по-прежнему не подпускает к месту катастрофы правительство Норвегии и норвежских защитников окружающей среды.

Сегодня у места аварии, расположенного примерно в двухстах километрах от Мурманска, встали на якорь несколько кораблей, в том числе два военных судна, два корабля с глубоководными спускательными аппаратами, плавучий госпиталь и норвежский водолазный корабль ?Майо?. Рано утром спускательный аппарат закончил обследование носового отсека и участка дна. Никаких неразорвавшихся торпед найдено не было. По словам официальных представителей, уровень радиации остается ?в пределах нормы?.

Офицеры флота считают, что после инцидента ядерные реакторы ?Курска? отключились, однако они хотят поднять их со дна моря во избежание неприятностей. ?Главная причина поднятия ?Курска? заключается в том, что на дне Баренцева моря лежит заряженный ядерный реактор, пусть и в безопасном состоянии?, - сообщил Моцак журналистам по радио со своего военного корабля.

Реакторы - не единственная потенциальная опасность. Несмотря на то, что в это время года солнце здесь не заходит, даже летом за Полярным кругом хорошая погода в любой момент может смениться густым туманом, сильным ветром и волнением на море. Кроме того, ?Курск? был оснащен двадцатью тремя крылатыми ракетами и примерно таким же количеством торпед. Одна из ракет была выпущена в ходе учений. Осталось двадцать две.

Выбирая предприятие, которое взяло бы на себя проведение операции, в мае Россия резко прекратила переговоры с международным консорциумом, который попытался оспорить планы завершить работы к сентябрю, заявив, что это ?создает угрозу безопасности членов экипажа и оборудования?. Кремль пригласил голландскую компанию ?Mammoet?, имеющую опыт поднятия грузов на суше. В частности она устанавливала крыши Олимпийского стадиона в Москве и ?Miller Park? в Милуоки.

?Mammoet? заявила, что готова взяться за выполнение этой задачи и пригласила еще одну компанию, входившую в состав первоначального консорциума - ?Smit International?, а также компанию ?DSND Subsea? взять на себя подводную часть работ.

Носовая часть будет отпилена к седьмому августа. После этого водолазы, работая в ледяной воде, просверлят в оставшейся части корпуса 26 отверстий и подвесят ее на тросах. После 15 сентября компании собираются поднять корабль с помощью специально сооруженного понтона длиной 130 метров и отбуксировать его в сухой док возле Мурманска, где из корпуса будут извлечены тела и реакторы.

?У нас есть список из 10 возможных неприятностей, - сказал Томас Нильсен из норвежской экологической организации ?Беллона?. - В результате операции подлодка может оказаться в еще более нестабильном положении, что сделает операцию по подъему опаснее. Мы считаем, что надо торопиться, но с осторожностью. Мне кажется, что они слишком спешат?.

Правительственные чиновники с ним не согласны. Они ссылаются на то, что хорошие погодные условия продлятся недолго, и говорят, что работать надо быстро, хотя обещают не идти на компромиссы. ?Российская сторона, - заявил Моцак, - готова выполнять свои обязательства, данные компании ?Mammoet?, по обеспечению безопасности работ?.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru