В Жуковском, на секретном в свое время аэродроме за пределами Москвы, летчик-испытатель Сергей Богдан гордо рассказывает журналистам о самолете, который объявили новинкой российских военных авиатехнологий - истребителе Су-35.
Но на деле этот самолет - всего лишь модифицированная версия модели, которой уже 20 лет, и ей не сравниться по скорости и скрытности с последним истребителем США - F-22 Raptor, поступившим на вооружение в 2005 году.
Бывший президент, а ныне могущественный премьер-министр Владимир Путин хвастается новыми системами вооружений и усилением вооруженных сил России, заставляя Запад опасаться, что началось новое строительство в духе холодной войны. Осыпанный нефтяными деньгами, Кремль устремился на рынок новых вооружений.
Однако государственная оборонная промышленность самой России, по словам экспертов, сталкивается с разрушением производственной базы и всепроникающей коррупцией; современных видов вооружения при Путине было произведено мало.
Парад в честь Дня Победы, прошедший на Красной площади 9 мая, должен был продемонстрировать военную мощь страны, однако арсенал России устарел. Большинство самолетов, танков и ракет, прогрохотавших мимо мавзолея Ленина, созданы в 1980-х или представляют собой слегка модернизированные версии оружия, которому уже не один десяток лет.
Богдан, нежно поглаживая свой Су-35 в ангаре в центре испытательных полетов в Жуковском, похвалил его быстроту, современную электронику и новые двигатели. "Им очень легко управлять, и он прекрасно набирает скорость", - заметил он.
Однако Александр Гольц, независимый военный аналитик, сказал, что Су-35 - лишь один из примеров того, как военная промышленность России вынимает из нафталина старые образцы техники и пытается продавать их как новые.
"В конце 1980-х годов в какой-то момент в СССР появились новые образцы вооружений, которые не пошли в производство, - сказал Гольц. - Их можно считать новыми только в том смысле, что их не выпускали серийно".
Российские власти потратили два десятилетия, пытаясь создать так называемый истребитель пятого поколения, равный по своим характеристикам истребителю Raptor, но этот самолет еще ни разу не взлетел, и аналитики скептично относятся к заявлениям, что первые испытательные полеты начнутся в следующем году, как обещано.
Михаил Погосян, директор авиастроительной фирмы "Сухой", которая разрабатывает новый истребитель, признал, что до конечного результата компании еще далеко, но добавил при этом, что темпы разработки могут вскоре увеличиться.
"Не думаю, что мы так уж сильно отстали", - сказал он, когда его спросили, отстает ли Россия от США в разработке истребителей.
В то время как работы по созданию нового самолета идут ни шатко ни валко, другая серьезная программа по вооружению также тормозится. Новая межконтинентальная баллистическая ракета "Булава", предназначенная для вооружения ядерных подводных лодок, снова не прошла испытаний. Ее дальнейшая судьба выглядит туманно.
"Потеря технологий и утечка мозгов привели к постоянной деградации военной промышленности", - заявил Александр Храмчихин, аналитик из Института политического и военного анализа.
Разрушение российской экономики после распада СССР вывело за рамки военного бизнеса многие заводы-подрядчики, что разорвало давно установившиеся производственные связи. Сборочным заводам пришлось полагаться на ограниченные запасы компонентов советского периода или пытаться начать собственное производство.
"Теперь, когда у нас наконец есть государственные заказы, заводы часто не могут выполнить их из-за отсутствия нужных компонентов", - недавно заявил на парламентских слушаниях Валерий Воскобойников, правительственный чиновник, отвечающий за авиапромышленность в Министерстве промышленности России.
Несмотря на обещания Путина модернизировать арсеналы, за те восемь лет, пока он был президентом, военные получили лишь единицы новых боевых самолетов и несколько десятков танков.
Комментаторы говорят, что российские военные технологии так сильно отстали от технологий США и других стран Запада, что доля России в глобальном рынке вооружений скоро может начать уменьшаться.
В последние годы объем продаж российского оружия устойчиво рос; согласно официальной статистике, в прошлом году он достиг рекордной для постсоветской России отметки - 7 млрд долларов. Согласно последнему отчету Международного института по исследования мира в Стокгольме, в 2003-2007 годах объем продаж российского оружия составлял четверть объема продаж во всем мире, благодаря чему Россия приблизилась ко второму месту, после США.
Однако в последнее время она уже перенесла несколько неудач в экспорте оружия, которые получили широкую огласку. Ключевыми факторами, по общему мнению, стали обанкротившиеся поставщики и растущая стоимость производства.
Недавно России не удалось выполнить заказ Китая на 38 транспортных самолетов ИЛ-76 и самолетов-заправщиков ИЛ-78, что привело к приостановке сделки. Ранее в этом же году Алжир возвратил России купленные у нее истребители МиГ-29, жалуясь на их низкое качество.
"Эта система прогнила сверху донизу", - заметил Анатолий Ситнов, который заведует авиапромышленностью в российской Торгово-промышленной палате.
Стареющие рабочие России - тоже проблема. Многие высококвалифицированные рабочие в 1990-е годы оставили оборонную промышленность ради более высоко оплачиваемой работы в частном секторе, скудные заработки в сфере производства вооружений затрудняют набор новых рабочих.
Средний возраст российских рабочих в авиапромышленности сейчас составляет 45 лет, и эта цифра продолжает расти. "У нас острая нехватка рабочих основных специальностей - токарей, сварщиков, фрезеровщиков", - заявил Воскобойников.
Устаревшее оборудование сказывается на эффективности труда. Последняя серьезная модернизация оборонных заводов происходила в начале 1980-х, а многие агрегаты, используемые на этих предприятиях, еще старее.
Правительство ответило на это созданием огромных государственных военно-промышленных конгломератов вроде Объединенной авиакорпорации, утверждая, что таким образом производство модернизируется. Критики, однако, утверждают, что эта мера задушит конкуренцию, поощрит коррупцию, а в дальнейшем ослабит военную промышленность России.
"Раньше мы строили хорошие самолеты, потому что авиафирмы конкурировали друг с другом, - заявила на парламентских слушаниях Светлана Савицкая, советский космонавт, а ныне депутат. - Сводить их всех вместе под одной крышей значит положить конец конкуренции и уничтожить то, что у нас было. Но, возможно, таким образом некоторым будет удобнее разворовывать государственные средства".