Иностранная пресса обсуждает вчерашнее крушение в небе над Донецкой областью авиалайнера Boeing 777 Malaysia Airlines, летевшего из Амстердама в Куала-Лумпур. Разведслужбы США зафиксировали запуск ракеты "земля-воздух" и взрыв самолета. По мнению американских чиновников, это подтверждает, что самолет был, вероятно, сбит, однако установить виновника трагедии пока невозможно. Стороны, причастные к конфликту на востоке Украины, обмениваются обвинениями. Пресса размышляет о том, как этот трагический инцидент, "загоняющий Путина в угол", "изменит правила игры".
В эксклюзивном материале Time "лидер сепаратистов заявляет, что повстанцы не сбивали борт MH17".
Олег Царев, один из лидеров ДНР, сказал, что повстанцы не сбивали малайзийский авиалайнер, пишет корреспондент Саймон Шустер. "У нас нет оружия, которое могло бы сбить самолет на такой высоте", - сказал Царев в интервью изданию спустя несколько минут после того, как стало известно о катастрофе.
"Но всего три недели назад у них было полно такого оружия. В конце июня российские государственные СМИ поздравили повстанцев с их самым свежим военным приобретением - партией ракетных установок "Бук" российского производства, захваченных на базе украинских ВВС", - пишет издание.
"Похоже, повстанцы быстро пустили свои новые ракеты в дело. В последние дни сбитые украинские военные самолеты стали почти обычным явлением", - пишет автор. По его словам, в четверг днем российские СМИ "утверждали, что у города Торез упал украинский "Ан-24". "Это было всего за несколько часов до первых сообщений в российских СМИ, что над Торезом сбит борт MH17 Malaysia Airlines", - говорится в статье.
Когда журналисты задали Цареву вопрос о "Буках", он сказал: "У меня для вас больше нет информации" и повесил трубку, утверждает издание.
The Wall Street Journal в двух статьях обращается к причинам вчерашней авиакатастрофы над Донецкой областью. Разведслужбы США подтвердили, что малайзийский лайнер, вероятно, был сбит, но разошлись во мнениях о местоположении точки запуска ракеты и о том, кто несет ответственность за трагедию.
По словам неназванного американского чиновника, разведслужбы США отследили запуск ракеты "земля-воздух" и взрыв самолета. "Это подтверждает, что, самое вероятное, самолет был сбит. Чиновник сказал, что предварительной расшифровки данных, собранных США, недостаточно, чтобы в точности установить местонахождение ракетной установки, из которой стреляли, так что по поводу ответственности сохраняются некоторые сомнения", - сообщает в первом материале журналист Джулиан Э. Барнс.
Чиновники также предостерегли, что первоначальная версия может оказаться ошибочной. Некоторые из них не исключают и версию механической поломки, хотя она маловероятна.
Несколько чиновников полагают, что Россия причастна к удару по самолету: либо опосредованно, через поддержку сепаратистов, либо она выпустила ракету сама. "Все пути ведут к русским в той или иной степени", - сказал американский чиновник.
О версии, что лайнер был сбит украинскими военными, чиновник сказал: "Это крайне маловероятно". "Единственные группы, которые мы рассматриваем, - это сепаратисты и российская сторона", - добавил он.
Как сообщают во втором материале журналисты Пол Сонн, Алан Кьюллисон и Джулиан Э. Барнс, в четверг вечером Белый дом распространил заявление с резкой критикой в адрес Москвы. "Этот инцидент произошел в контексте кризиса на Украине, который подпитывается российской поддержкой сепаратистов, в том числе оружием, техникой и обучением", - сказано в заявлении.
Белый дом призвал к прекращению огня, чтобы можно было провести расследование катастрофы и собрать останки погибших. При этом сепаратисты немедленно отправили на место катастрофы своих сотрудников, а украинские власти пожаловались, что не могут попасть туда, пишет издание. Это может серьезно повлиять на ход расследования, высказывают опасения украинские официальные лица.
Катастрофа повлекла за собой "войну обвинений". Советник главы МВД Украины Антон Геращенко утверждает, что повстанцы установили батарею ракет ПВО у города Снежное. Между тем лидеры ДНР категорически отрицают свою причастность к катастрофе: "Самолет был сбит украинской стороной. У нас просто нет подобных систем ПВО".
По мнению The New York Times, трагедия может усилить антироссийские позиции в США и Европе.
"Некоторые аналитики утверждают, что эта катастрофа неизбежно приведет к переоценке европейского подхода к России", - пишут авторы статьи Питер Бейкер и Майкл Д. Шир.
"Администрация Обамы уже подготовила дополнительные санкции, которые могут быть быстро введены в действие, если так решит Обама", - говорится в статье.
"В то время как Обама не сформулировал четко свою позицию, его бывший госсекретарь Хиллари Родэм Клинтон публично высказала то, о чем чиновники администрации говорят частным образом", - отмечают авторы.
"Кажется, растет осознание того, что это, возможно, были российские повстанцы, - заявила она. - Это был рейс из Амстердама в Куала-Лумпур над европейской территорией. В европейских столицах должно царить возмущение".
Европейские чиновники были осторожны в своей первоначальной реакции, заявив, что им необходимы время и информация, прежде чем принимать возможные меры. Однако большинство пассажиров были европейцами, преимущественно голландцами. Это может усилить требования ответной реакции со стороны европейских правительств, полагают журналисты.
"Остановите это безумие! Прямо сейчас!" - призывает обозреватель швейцарского издания Tagesanzeiger Цита Аффентрангер.
Пока что нельзя исключать "ни одну из сторон: подобные ракеты есть и у России, и у Украины, и у ополченцев", пишет автор, склоняясь к версии о виновности сепаратистов. Конечно же, нельзя исключать, что "ракета могла быть запущена с территории России или Украины, но эти страны, во всяком случае, не заинтересованы в международной эскалации конфликта".
Как бы то ни было, инцидент со сбитым лайнером, подчеркивает Аффентрангер, "наглядно показывает, насколько далеко зашло безумие на востоке Украины: Москва бессовестно подогревает напряженность с целью шантажировать Украину, Киев фактически подозревает миллионы своих граждан в терроризме и пытается вернуть контроль над восточной частью страны, не считаясь с любыми потерями, а богатые и влиятельные украинцы ради спасения своих доходов способствуют продолжению конфликта". Поэтому, уверен автор, "международному сообществу необходимо жестко отреагировать на случившееся и ясно дать понять всем сторонам, что никакой другой возможности, кроме как начать переговоры в самое ближайшее время, у них нет".
По мнению старшего редактора The New Republic Юлии Иоффе, "крушение малайзийского самолета меняет правила игры". Во-первых, "то, что, казалось, превращается в локальный "замороженный" конфликт, теперь перешло в новую стадию, создающую прямую угрозу безопасности в Европе". Во-вторых, США и Европа, по мнению автора статьи, будут вынуждены ввести "более болезненные санкции".
Кроме того, очевидно, что Россия "утратила контроль над повстанцами": "похоже на то, что повстанцы допустили ошибку, в результате которой Путин оказался загнанным в угол (...) Скорее всего, он как-то накажет повстанцев, когда всеобщее внимание переключится на следующий мировой кризис", - полагает журналистка.
Как пишет Иоффе, "сложно предвидеть, какие могут быть последствия". "Даже если (и когда) будут собраны доказательства, указывающие на вину повстанцев, как Запад сможет их наказать? Как он сможет наказать Россию за то, что она дала им такие возможности? Что он сможет сделать для завершения этого конфликта? (...) Самолет упал, ставки выросли, но что Запад (или Москва) на самом деле могут с этим поделать?" - задается вопросами автор. "Единственное, что мы знаем наверняка, это что конфликт теперь в полном смысле слова вышел из-под контроля", - заключает Иоффе.
La Repubblica вспоминает о предыдущей недавней катастрофе малайзийского "Боинга", которую так и не удалось разгадать по причине бесследного исчезновения самолета.
Как пишет Джампаоло Визетти, появляются версии о том, что катастрофы двух малайзийских "Боингов" являются звеньями одной цепи. "Компания Malaysia Airlines трагическим образом вновь оказывается в центре внимания всего мира, и на этот раз ей вряд ли удастся избавиться от клейма "проклятой компании", угрожающей ввергнуть в крах всю экономику Куала-Лумпура. Для страны поступившее глубокой ночью сообщение стало настоящим шоком, а для бирж Юго-Восточной Азии - кошмаром", - пишет издание.
"Ничто пока не указывает, как кажется, на сходство причин и динамики двух авиакатастроф, но для Boeing и Малайзии эмоциональный удар кажется невыносимым", - сообщает издание. "Теперь внимание приковано к спискам пассажиров, к поиску связей между жертвами двух рейсов. Сначала Азия, потом Европа: скрытые конфликты и объявленные войны, все пребывают в ожидании того, что кому-то удастся доказать, что проклятые самолеты не были связаны чудовищной невидимой нитью", - говорится в материале.