"Альянс концентрирует свои усилия на несуществующей угрозе с востока", - написала официальный представитель российского МИДа Мария Захарова после недавнего саммита НАТО, напоминает в Newsweek старший научный сотрудник Объединенного королевского института по исследованию вопросов безопасности и обороны (Лондон) Игорь Сутягин. "Разительный дисбаланс в укреплении натовских флангов" и "деструктивная роль (...) альянса в провоцировании кризисов" оставались главной темой заседания Совета Россия-НАТО, - говорится в статье. - Прорыва не случилось, и России не удалось убедить НАТО поверить в ее заверения, что она не представляет угрозы. И вот почему".
"Возможно, следует иметь в виду, что "угрозу", на которую НАТО отвечает, считают таковой соседствующие с Россией страны НАТО. Польша и страны Балтии - вот кто ощущает угрозу, - отмечает Сутягин. - Представительница российского МИДа говорит нам, что у них нет совсем никаких причин чувствовать угрозу. Правда? Из имеющихся фрагментов очень просто сложить полную картину - и она получится довольно угрожающей".
Во-первых, вызывают тревогу последние изменения в российском обществе и наращивание российской военной мощи. На муляжах бомб, сброшенных во время российских учений, было написано "На Берлин!", а в мае российские власти "не удержались и позволили широко использовать "патриотические" наклейки на бамперы со словами "Можем повторить!", говорится в статье. "Если это не угрожающее заявление о возможных намерениях - тогда что?" - интересуется автор. Во-вторых, к устным угрозам присоединились тактики, которые не назовешь оборонными. В частности, в этом году Москва воссоздала Первую гвардейскую танковую армию, захватившую Берлин в апреле 1945 года. Угрозы превратить США в "радиоактивный пепел" и проведенные в июне учения, имитирующие полномасштабную мобилизацию, тоже не особенно обнадеживают, отмечает Сутягин.
"С точки зрения России, она попробовала путь сотрудничества при Михаиле Горбачеве, Борисе Ельцине и в ранние годы Путина, в результате чего не смогла удержать хоть какое-то влияние. Если в Кремле все убеждены, что сотрудничество не обеспечивает "справедливого" отношения к России, тогда Москва задается вопросом, не пора ли сыграть в плохого полицейского, - говорится в статье. - Несложно узнать в заявлении российских пресс-представителей вполне оруэлловскую линию Кремля: "Война - это мир", "Угроза - это протянутая рука дружбы". Вот почему так важно изучить причины, которыми обусловлено мнение, что лучше не реагировать на угрозы. Иначе те, кто призовет к сотрудничеству, сами того не желая запоют по кремлевскому песеннику: "Не парься, будь счастлив - и перестань реагировать на несуществующую угрозу!"