Косово снова вернулось на первые полосы газет. Президент Джордж Буш говорит, что скоро оно должно стать независимым. Президент Владимир Путин возражает против независимости и настаивает, что нужно дополнительное время. Президент Франции Николя Саркози предлагает, чтобы мы продолжили переговоры, но после шестимесячного перерыва.
Это звучит знакомо, восемь лет назад многие из нас, будучи министрами иностранных дел, начали международный процесс по решению вопроса управления Косово. Мы убеждены, что единственный возможный выбор для Косово - это независимость под строгим наблюдением. Это предложение в настоящий момент рассматривается в СБ ООН и является частью процесса, относительно которого было достигнуто всеобщее согласие, в том числе и России, и который претворяется в жизнь с 1999 года.
Косово - последняя значительная территориальная проблема, оставшаяся после сокрушительного распада Югославии. В 2005 году, в соответствии с решением Совета Безопасности, генеральный секретарь ООН назначил специального уполномоченного - бывшего президента Финляндии Марти Ахтисаари - для достижения политического урегулирования.
После 14 месяцев переговоров с руководством Сербии и Косово Ахтисаари объявил, что непреклонность позиций обеих сторон делает консенсус недостижимым и никакие дальнейшие переговоры не помогут выйти из тупика.
Вместо достижения согласия в процессе переговоров Ахтисаари предложил, чтобы Косово получило статус независимости под наблюдением международного сообщества (в первую очередь ЕС и НАТО) и с условием предоставления надежных гарантий сербам, проживающим в Косово.
Теперь пришло время действовать. Напряжение может возрасти, и оно, разумеется, не спадет. Более того, без резолюции об окончательном статусе Косово будущее Сербии и Косово останется неопределенным.
Некоторые могут сказать, что России больше на руку эта неопределенность, чем ситуация, в которой Сербия и Косово вступят в ЕС и НАТО. Предпочтения сербов и косоваров должны быть иными: они заслуживают того, чтобы быть в ЕС. Косово не может развиваться при существующем положении вещей. Оно не может получить доступа к международным финансовым институтам, полностью интегрироваться в региональную экономику или привлечь политические капиталы, необходимые ему для решения проблем с повальной безработицей и бедностью.
Россия выражает недовольство тем, что ее не включили в переговоры. Она должна участвовать, но конструктивно, а не просто блокировать процесс. Возможно, необходима формулировка, которая бы позволила России сдаться, не выступая при этом открыто против Сербии. Россия может убедить Сербию и подчеркнуть, что обстановка в Косово представляет собой уникальную ситуацию, не имеющую прецедентов в других регионах.
План Ахтисаари обладает рядом достоинств. Он предоставляет право 100 тысячам косовских сербов управлять своими делами внутри демократического Косово, которое будет находиться под международной защитой и наблюдением. Он также требует защиты для православных сербских культурных и религиозных мест. Наконец, он обеспечивает международное присутствие, с помощью которого будет вестись наблюдение над институтами Косово и над осуществлением программы. Он также направляет Косово на путь к интеграции в ЕС.
ЕС выразил согласие вести наблюдение над Косово во время переходного периода и развернуть там полицейскую миссию, помимо уже находящихся миротворческих сил НАТО. Задержка на неопределенный срок, вызванная продолжающейся неразберихой со статусом Косово, может помешать плавному переходу под надзор Европы.
Ситуация в Косово уникальна и требует творческого решения. Она не должна создавать прецедентов для других неразрешенных конфликтов. Когда Совет Безопасности принял резолюцию 1244 в ответ на действия Милошевича в Косово, он заложил фундамент для политического процесса, который в конечном итоге определит будущее Косово.
Мы знаем, что все решения по Косово - это трудные решения. Некоторые из нас восемь лет назад стояли у истоков этого процесса, а ныне международное сообщество подошло к сложнейшему вопросу из всех. Однако решение необходимо, и оно является результатом восьмилетнего международного сотрудничества.
Сербия должна признать, однако, что достижение большей стабильности на Балканах, которое обеспечивает план Ахтисаари, позволит ей использовать свое географическое положение, ресурсы и возможности, чтобы стать крупнейшим региональным игроком и конструктивной силой в европейской политике. Сербский народ заслуживает законного места в Европе, и Сербия может начать двигаться к членству в ЕС.
Нашей целью по-прежнему является целостная и свободная Европа, где все народы Западных Балкан - полноправные члены ЕС. Преимущества объединенных усилий ЕС в Косово при поддержке ООН и НАТО огромны. Россия и другие члены СБ ООН должны выполнить обещание, данное Советом Безопасности в 1999 году, и согласиться завершить процесс предоставления Косово права на самоуправление. Это лучший выход на данном этапе очень непростой истории региона. Реальных альтернатив не существует.
Мадлен Олбрайт - США
Ллойд Аксворти - Канада
Ян Элиассон - Швеция
Гарет Эванс - Австралия
Йошка Фишер - Германия
Бронислав Геремек - Польша
Нильс Хельвег Петерсен - Дания
Лидия Польфер - Люксембург
Йозиас Ван Артсен - Нидерланды
Юбер Ведрин - Франция