Египетская аэрокосмическая компания ведет с российским правительством переговоры, которые могут закончиться самым крупным инвестиционным проектом для борющейся за выживание российской авиационной промышленности.
"Sirocco Aerospace International" сказала, что планирует в течение трех лет вложить 280 млн. долларов в "Авиастар СП", авиапроизводителя из южного российского города Ульяновска. В обмен компания получит 25% плюс одну акцию завода и 25% минус одну акцию главного акционера "Авиастара", компании "ОАО Туполев", занимающейся разработкой и производством самолетов.
Пресс-секретарь правительства подтвердила, что между "Sirocco", российским министерством государственного имущества, государственным аэрокосмическим агентством "Росавиакосмос" и "Туполевым" идут переговоры, и что к концу месяца будет подписано инвестиционное соглашение.
Сделка вдохнет новую жизнь в "Авиастар", самый крупный авиазавод в Европе, в течение многих лет находящийся на грани финансового краха. Завод был построен в 1976 г. На нем производятся самолеты "Ту-204" - первая серьезная российская попытка создать авиалайнер, способный конкурировать с американским "Боингом" и европейской компанией "Airbus Industrie".
"Инвестиции будут направлены на модернизацию завода, восстановление предприятия и финансирование... массового производства "Ту-204", - сказал Игорь Караваев, вице-президент "Sirocco Aerospace Russia". ? Этот самолет очень конкурентоспособен, он соответствует всем международным нормам по уровню шума, эмиссий, безопасности полета".
"Авиастар", производящий также грузовые самолеты "Ан-124", способен выпускать 60 "Ту-204" в год. Однако в связи с крахом системы государственного планирования и ужесточением конкуренции со стороны западных производителей, количество заказов резко сократилось. В девяностые годы объемы производства упали до пяти "Туполевых" в год. Количество сотрудников сократилось с 36 000 до 10 000, многие из которых месяцами не получают зарплату.
"Sirocco" была создана в 1996 г. египетским бизнесменом доктором Ибрахимом Кемалем для маркетинга самолета "Ту-204-120", оснащенного двигателями "Rolls-Royce PLC" и авионикой "Honeywell". С тех пор "Sirocco" инвестировала в "Авиастар" около 200 млн. Большая часть средств была потрачена на привод "Туполева" в соответствие с западными сертификационными требованиями. В настоящее время "Sirocco" владеет 18% завода и 12% самого "Туполева".
По словам Караваева "Sirocco" собирается в ближайший год увеличить объемы производства "Туполевых" до девяти самолетов, а к 2005 г. ? до 36.
Большинство российских самолетов считаются неэффективными и ненадежными, но "Ту-204-120", способный перевозить 210 пассажиров ? редкое исключение. Это ? один из немногих российских самолетов, который не пострадает от новых ограничений по уровню шума, введенных Европейским Союзом и вступающих в силу с 1 апреля. В результате доступ в европейское небо будет запрещен 70% российских самолетов.
Кроме того этот самолет гораздо дешевле западных аналогов. "Туполев" "Sirocco" продается за 38 млн. долларов, в то время как цена "Боинга-757-200" - 72,5 ? 80,6 млн.
С 1998 г. в компании "Air Cairo", принадлежащей материнской компании "Sirocco" "Kato Aromatic", работают четыре "Ту-204". В сентябре Китай заказал пять грузовых версий этого самолета. На прошлой неделе "Sirocco" поставила первые два грузовых "Ту-204" бельгийской компании "TNT".
По мнению аналитиков, сделка "Sirocco" может спасти соответствующий сектор российского рынка. "Если программа "Sirocco" не заработает, значит гражданская авиапромышленность мертва, - сказал Пол Даффи, независимый московский авиационный аналитик. ? Если заработает, сектор оживет и найдет новые возможности, не только в Советском Союзе, но и на международных рынках".