Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 марта 2005 г.

Редакция | The Japan Times

Потепления между Россией и Японией не наблюдается

Признаков потепления отношений между Россией и Японией в ближайшей перспективе не намечается. Визит российского президента Владимира Путина в Токио, которого ожидали в начале этого года, отложен на неопределенный срок. Также долгое время откладывается реализация планов по созданию межправительственной комиссии по расширению сотрудничества в торговой и энергетической сфере.

В прошлом году, во время встречи с премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми, Владимир Путин согласился посетить Японию. Но поездка российского президента в Страну восходящего солнца так и не состоялась. Лед в отношениях не удается растопить из-за спора по поводу Северных территорий - группы японских островов, которые Советский Союз захватил по окончании Второй мировой войны.

Охлаждение отношений между Россией и Японией тем более печально потому, что в 2005 году эти две страны отмечают памятную дату - 150 лет со дня заключения Симодского договора о дружбе между Японией и Россией, благодаря которому между Россией и Японией были установлены дипломатические отношения, а также исполняется 100 лет окончания Русско-японской войны. Симодским договором была установлена граница между Японией и Россией - объявлялось о том, что остров Уруп на Южных Курилах и острова севернее его принадлежат России, а остров Итуруп и острова к югу от него являются японскими.

В интересах всех было бы, чтобы в этот знаменательный год между Японией и Россией, наконец, был подписан мирный договор, который так и не был заключен после окончания Второй мировой войны. Между тем Япония должна избегать поспешных половинчатых решений, которые бы противоречили ее национальным интересам.

Позиция Японии на переговорах определена Токийской декларацией о российско-японских отношениях от 13 октября 1993 года, в которой говорится о необходимости с целью скорейшего заключения мирного договора продолжать переговоры о принадлежности всех четырех островов - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. В документе говорится о том, что вопрос о принадлежности этих островов будет решаться исходя из исторических и юридических фактов, и на основе выработанных по договоренности между двумя странами документов, а также принципов законности и справедливости.

"Выработанные по договоренности между двумя странами документы" включают в себя договор о дружбе 1855 года и совместную советско-японскую декларацию 1956 года, по которой две страны согласились на то, чтобы положить конец формальному состоянию войны между собой и восстановить дипломатические отношения. Но, учитывая разногласия по поводу островов, Россия и Япония согласились на то, чтобы отложить подписание мирного договора до тех пор, пока не будет разрешен территориальный спор.

В 2001 году, после проведенных в Иркутске переговоров, Владимир Путин и премьер-министр Ёсиро Мори сделали совместное заявление о том, что советско-японская декларация 1956 года должна являться основой для заключения мирного договора. Тем самым в своем заявлении, известном как "Иркутская декларация", лидеры двух государств вновь подтвердили, что мирный договор будет подписан только после того, как вопрос принадлежности всех четырех островов будет решен в соответствии с принципами Токийской декларации.

Между тем на пресс-конференции в конце прошлого года Путин дал понять, что Россия оставит два самых больших из спорных островов за собой и вернет Японии только Шикотан и Хабомаи. Российский президент назвал требования японской стороны получить все четыре острова "невыполнимыми", сославшись на декларацию 1956 года, в которой Советский Союз согласился вернуть только острова Шикотан и Хабомаи после того, как будет заключен мирный договор.

"Новая" позиция Путина противоречит Иркутской декларации, в которой четко оговаривается, что самым главным условием для подписания мирного договора является решение всех территориальных споров согласно принципам Токийской декларации. Сегодня Путин дезавуирует официальный документ, который он сам подписал, и тем самым российский президент рискует утратить доверие международного сообщества.

В 1997 году, после встречи президента Бориса Ельцина и премьер-министра Японии Рютаро Хасимото, казалось, что перспективы решения проблемы Северных территорий намного улучшились, и к 2000 году эту проблема будет решена окончательно. Но достигнутые тогда договоренности "растаяли в воздухе", во многом из-за политической нестабильности в России того времени.

Говорят, что дипломатия является продолжением внутренней политики. Территориальный спор включает в себя очень чувствительную для многих людей проблему национального суверенитета, и разрешать этот спор следует с осторожностью, чтобы не вызвать вспышку национализма. Сегодня нет другой альтернативы, кроме как проведение переговоров, участники которых должны запастись терпением. Японское правительство должно твердо придерживаться своей позиции, отстаивая национальные интересы страны.

На саммите в конце прошлого года, Владимир Путин сказал Дзюнъитиро Коидзуми, что он придает "стратегическое значение" отношениям России с Японией. По нашему мнению, Россия намного больше выиграет, если передаст Японии четыре острова, которые исторически принадлежат Японии.

Источник: The Japan Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru