Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
18 марта 2008 г.

Анита Куглер | Tageszeitung

"Гитлер капут"

Марш бывших латышских легионеров СС каждый год вызывает протесты по всему миру. События этого года: массовое присутствие полиции, несколько сотен стариков

Каждый год 16 марта в центре Риги устанавливается чрезвычайное положение. Так и на этот раз. День памяти бывших легионеров СС, которые во время Второй мировой войны вместе с вермахтом боролись против Красной армии. Многих из них уже нет в живых, демонстрация малочисленна. Зато в мероприятии участвует мэр Янис Биркс, член националистической партии "Отечеству и свободе".

Помолившись в рижском соборе и спев свои песни, к памятнику Свободе, чтобы возложить принесенные с собой цветы, направились около двухсот стариков. Они хотели помянуть своих латышских товарищей, погибших в боях в окружении и сгинувших в сибирских лагерях после того, как советская военная юстиция осудила их как фашистов и приговорила к принудительным работам. Они хотели отдать им последний солдатский долг, больше ничего.

Не было речей, залпов салюта, никаких знаков различий. Некоторые надели довоенную форму националистической организации "Соколы Дюнабурга" (Дюнабург - сегодня Даугавпилс. - Прим. ред.). При Гитлере она оказалась под запретом. В первом ряду молодая пара в старых национальных курляндских костюмах. И, несмотря на дождь, в валенках. Повсюду видны латвийские знамена, а также три эстонских флага и один литовский, которые держат коротко стриженные молодые мужчины, одетые в кожаные куртки. Их строгие взгляды направлены прямо перед собой, они поют патриотические песни. Один бьет в барабан. Перед памятником Свободе они образуют из знамен своеобразную шпалеру, через которую приходится пройти каждому, кто хочет попасть к монументу.

Двести стариков и около тысячи людей, идущих рядом с ними, большинство их них тоже старики, глубокие старики, и они знают, что марш разделяет их. Здесь и везде. В Германии и в России. На них направлено множество телекамер.

Заявлено две контрдемонстрации. Их участники настроены не менее националистически, чем бывшие легионеры СС. Возможно, так же, как и мэр, участие которого стало политической манифестацией этого дня. Это молодые русские, около сотни, все - в вязаных шапочках, закрывающих пол-лица, и в черных куртках. Когда мимо них проходят легионеры, они кричат: "Гитлер капут!" - как когда-то, в мае 1945 года кричали в лицо немцам солдаты Красной армии. Но еще и: "Fuck off". Некто вроде пресс-секретаря группы по-русски объясняет окружающим, что старики - это нацисты, эсэсовские палачи, убийцы, преступники, прислужники международного ревизионизма. Что они содействуют росту неонацизма и возрождению фашизма. То же самое, но в несколько более дипломатичных выражениях сказал, выступая по телевидению, российский посол в Латвии Александр Вешняков. И отметил, что в этом году будет наблюдать за маршем особенно пристально.

Участники контрдемонстрации не знают или не хотят знать, что большинство членов "Латышского добровольческого легиона СС" были трагическими фигурами и никоим образом не были добровольцами, как называли это формирование немцы с оглядкой на Гаагскую конвенцию, которая запрещала призыв в армию населения оккупированных территорий. В соответствии с приказом Гиммера в 1943 и 1944 годах "легионеры" привлекались для участия в боевых действиях, поскольку собственных солдат уже не хватало. Их бросали на те участки, где бои были особенно ожесточенными, как на Одере или в Курляндском котле. 15-я и 19-я латышские дивизии насчитывали 52 тысячи солдат, практически всем было от 18 до 22 лет. Когда они пали, подразделения стали пополнять латышской молодежью, которую отправили в Восточную Пруссию отбывать трудовую повинность.

Они тоже погибли, вместе с мужчинами, которые отбывали свой срок за нетяжкие преступления в концлагере Саласпилс. Они не были легионерами СС, которые помогали убивать евреев, охранять гетто, сопровождать поезда, направляющиеся в концентрационные лагеря, подавлять восстание в Варшаве или охотиться на русских партизан. То были закрытые латышские полицейские батальоны, которые формировались исключительно из добровольцев. Два из этих батальонов, насчитывавших в общей сложности 1002 человека, позже влились в Латышский легион. Всего этого рижские демонстранты не знают. А легионеры не дистанцируются от полицейских батальонов. То же самое и в Германии. Вермахт - это нормально, плохими были немногие.

Молодые русские свистят все сильнее, но ближе им подойти не удается. Площадь Свободы перекрыта заграждениями. За ними парк, и после многонедельных дождей он превратился в один сплошной каток. Перед заграждениями стоит множество полицейских. В первом ряду - без средств защиты, с фамилией на форменной одежде. Во втором - в боевой экипировке, без фамилий. По старой части города рассредоточились многие сотни людей. Массированное полицейское присутствие должно напугать их. Никто не хочет эксцессов, подобных тем, что были в 2005 году. Все должно пройти как в 2006. Тогда было спокойно. Но это было до спора вокруг памятника в Таллине.

Другой демонстрации уделяется мало внимания. Тут русские и латыши. Тоже старики, но у них проблемы более актуальные, чем фашизм. Им нужно внимание, и 16 марта - подходящий для этого день. Их пенсии настолько нищенские, что не дают жить достойно, а действующее жилищное законодательство позволяет вышвыривать их из квартир без адекватной компенсации. 50% латышского населения получает пенсию ниже установленной границы бедности в 134 лат (191 евро), рассказывают они. Министерство социального обеспечения опубликовало эти данные за неделю до демонстраций. А также о том, что 90% всех пенсионеров получают пенсию, не дотягивающую до 150 лат, хотя прожиточный минимум в стране достиг западноевропейского уровня.

Примерно через час обстановка у памятника Свободы разряжается. Один старик торгует своими воспоминаниями о легионе и лагере в Воркуте. Они были бы нормальными солдатами, говорит он, и латышский народ может ими гордиться. Они воевали не за немцев, а с немцами против советской армии. Бывший "сокол Дюнабурга" дает интервью журналистам. Гитлер и Сталин были преступниками одного сорта, поясняет он, и тогда они считали, что могут избавиться от обоих "дьяволов". Для этого и существует 16 марта. Ведь это память о дне 1944 года, когда на реке Великой два латышских подразделения СС боролись с наступавшей Красной армией и одержали победу, хотя вермахт уже отдал приказ к отступлению. В глазах приближающихся русских патриотов, которые, возможно, понимают латышский язык, это только усугубляет ситуацию. Но они не знают, что делать с собственным протестом. Одного "Fuck off" им недостаточно. Камеры выключаются. Старые легионеры постепенно расходятся. Идет дождь. Пар выпущен. Ничего не случилось.

Источник: Tageszeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru