В России снова новый премьер-министр. Вчера с подавляющим перевесом (325 - за; 55 - против и 15 - воздержалось) Государственная Дума утвердила в этой должности исполняющего обязанности премьер-министра России Михаила Касьянова. Еще ни один кандидат на этот пост не пользовался такой безоговорочной поддержкой у российских депутатов, как ставленник президента Путина Михаил Касьянов. Решение было поддержано практически всеми партиями российского политического спектра: от Союза правых сил до коммунистов. Только ?Яблоко? отказало в доверии новому премьер-министру.
До сих пор Россия не знала, что такое ?бесконфликтная демократия?, однако, сейчас единодушие российского парламента свидетельствует не только об отсутствии альтернативы Касьянову, но и является угрожающим признаком тоталитарной унификации, отмечает немецкий корреспондент. ?Касьянов будет еще более беспомощным премьером, чем Сергей Степашин?, - говорит один из чиновников Белого дома. Путин сознательно выбрал технократа, не имеющего никаких политических амбиций. Единственная задача нового премьера будет состоять исключительно в том, чтобы руководить деятельностью правительства, избегая возможных осложнений. Собственной позиции от Касьянова никто не ждет, более того, она была бы нежелательна.
В коридорах власти говорят, что пройдет еще около полугода, прежде чем в России будут по-новому разложены политические карты. ?Укрепление вертикали власти? и ?диктатура закона? - приманка, с помощью которой Путину удалось привлечь избирателей. Первые шаги, имеющие далеко идущие последствия, новый президент предпринял еще в конце прошлой недели, подписав указ, который подчиняет российские регионы большему контролю со стороны федерации.
Дальнейшая перестройка федеральной власти предусматривает превращение президентской администрации в единственный центр власти в России. Споры о распределении компетенций между Кремлем и правительством, а также личный страх и зависть бывшего президента Ельцина перед успехами его премьера, вредили интересам обеих инстанций. В этой связи существует настоятельная необходимость в разрешении вопроса о распределении сфер компетенции. В то же время, эксперты опасаются, что намерение правительства усовершенствовать федеральную власть являются лишь предлогом для того, чтобы закрепить полный контроль Кремля за всем происходящим в стране. Так, например, в Кремле - пока Путин еще может рассчитывать на поддержку Государственной Думы - планируют изменить состав Совета Федерации, в который до сих пор входили избранные губернаторы и президенты национальных республик.
Изменение структур управления само по себе не несет никакой опасности, отмечает автор. Беспокойство вызывает то, что Путин, очевидно, не собирается вносить изменения в составе президентской администрации, руководить которой продолжает Александр Волошин. Волошин стоит на страже интересов ?Семьи?, клана, к которому принадлежат не только дети Ельцина, но и олигархи, а также близкие соратники первого президента России. Среди них называют имя Михаила Касьянова. Так что власть олигархов сохраняется, а вместе с этим угасают надежды на успех реформ. Финансовые магнаты не заинтересованы ни в функционирующей рыночной экономике, ни в развитии гражданского общества, заключает газета.