Объявление меры наказания бывшему главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому еще предстоит. Но последствия ожидаемого приговора тем не менее уже давно ощутимы: экономический климат в России ухудшился. Интервью с Сабиной Лойтхойзер-Шнарренбергер, которая по поручению ЕС наблюдает за процессом ЮКОСа.
- Объективен ли процесс, проходящий в Москве?
- Нет. После ареста подсудимых постоянно нарушалась принципы правового государства. Кроме того, начало оглашения мотивировочной части судебного решения показывает, что оно не только по духу, но и дословно повторяет обвинения прокуратуры. У меня сложилось следующее впечатление: уже в 2003 году, когда Ходорковский и Лебедев были взяты под стражу, было ясно, что их осудят.
- Ходорковский давно говорит о политической подоплеке процесса. Разделяете ли вы это мнение?
- Скажем так: проходит избирательный процесс против первых лиц одного концерна - хотя подобные обвинения можно выдвинуть и против других. Здесь в пример остальным должен быть наказан некто, кто имеет еще и политические интересы.
- Совершал ли Ходорковский противоправные действия?
- Я не могу судить, нарушал ли он закон. Но я вижу, что адвокаты Ходорковского в принципе не имели возможности осуществлять его объективную защиту. Когда производят обыски в офисах, когда адвокатов сажают в тюрьму, а их документы конфискуют - тогда свобода действий защиты ограничена.
- Россия - член Совета Европы, организации, в который установлены высокие стандарты, в частности, в области правосудия. Как одно сочетается с другим?
- Для меня это означает, что Россия и дальше должна находиться под строгим контролем со стороны Совета Европы.
- Какие выводы должно сделать сейчас правительство Германии?
- Федеральный канцлер должен отказаться от своего совершенно некритического отношения к Путину в том, что касается демократии и принципов правового государства. Шредер должен быть большим реалистом и говорить с Путиным об этих недостатках.
- Какой сигнал исходит из процесса Ходорковского для инвесторов?
- Однозначно отрицательный. И его последствия, которые выражаются в отчетливом увеличении объемов вывоза капитала, мы уже давно наблюдаем. Это не может не беспокоить иностранных инвесторов, даже если произвол касается отдельных предпринимателей.
- Какого приговора вы ожидаете?
- Максимально возможного - 10 лет.